Теория потребностей К. Альдерфера
Клейтон Альдерфер, последователь Маслоу, представил модифицированный вариант пирамиды потребностей и выделил следующие три класса мотивов [цит. по: 1]:
1) Е – existence – основная (первичная) потребность, потребность в существовании;
2) R – relatedness – социальные потребности, потребности принадлежности к группе;
3) С – growth – потребности в росте, потребности в самореализации.
В соответствии с выделенными классами мотивов К. Альдерфер свою модель мотивации назвал ERG-модель. Первый класс мотивов связан с удовлетворением базовых потребностей, что совпадает в пирамиде А. Маслоу с потребностями физиологическими и потребностями в безопасности. Второй класс мотивов постулирует желание устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи. Эти потребности лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и аналогичны потребностям в принятии и внешнему компоненту потребности в уважении (т.е. в уважении со стороны других людей) по классификации Маслоу. И, наконец, третий класс мотивов – это стремление к совершенствованию и росту личности. Здесь можно провести параллели с внутренним компонентом потребности в уважении – самоуважении – и с потребностью в самоактуализации.
К. Альдерфер в противовес теории А. Маслоу отрицал иерархическое строение потребностей и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Так, человек может, например, стремиться к самоактуализации, росту, даже если его первичные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, работник может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей. Такой подход к выделению ведущих трудовых мотивов позволяет в большей степени учитывать индивидуальность работающего человека.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
Американский психолог Фредерик Герцберг развивал идеи Маслоу об особенностях реализации потребностей в труде [4]. В своем классическом исследовании Герцберг провел опрос 400 сотрудников лакокрасочного предприятия с целью выяснения факторов, побуждающих человека работать интенсивно и качественно, порождая в конечном итоге чувство удовлетворенности трудом. Одним из самых интересных результатов исследования стало утверждение, что само по себе удовлетворение работой не ведет автоматически к росту качества и производительности труда.
В основе двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга лежат две большие группы факторов, определяющих труд работника: собственно мотиваторы, побуждающие к интенсивной работе, и гигиенические факторы, которые создают хорошую атмосферу на производстве. По мнению Герцберга, гигиенические факторы могут только устранять неудовлетворенность работника, но не способствуют развитию удовлетворенности. Таким образом, влияние гигиенических факторов на уровень достижений работника незначительно, в то время как мотиваторы играют решающую роль в развитии удовлетворенности трудом и росте достижений работника.
Типичными факторами-мотиваторами труда Ф. Герцберг назвал достижения (квалификация), признание заслуг и успеха, работу как таковую (интерес к работе и заданию), ответственность, возможности для карьерного и профессионального роста и др.
К самым распространенным гигиеническим факторам он отнес административную политику компании, условия труда, величину заработной платы, межличностные отношения с руководителем, коллегами, подчиненными, неуверенность в стабильности работы и пр.
Основываясь на результатах своих исследований, Герцберг предложил ряд идей, касающихся проектирования содержания труда, из которых наибольшую известность получила идея "обогащения содержания труда". Однако необходимо помнить, что взгляды Герцберга основывались на конкретных данных мнений работников определенной организации. Следовательно, существует большая вероятность, что двухфакторная теория может не подтвердиться в других организациях.