Теория потребностей Абрахама Маслоу
А. Маслоу рассматривал мотивацию работника как функцию удовлетворения иерархии потребностей. Эту иерархию часто изображают в виде "пирамиды" или "лестницы" (рис. 1.2).
Согласно классификации этого ученого данные потребности несли в себе следующий смысл:
• физиологические (базовые) – включают в себя потребности в пище, дыхании, одежде, жилье, сексе, сне и т. д. (пока данные мотивы не удовлетворены в определенной минимальной мере, потребности более высокого уровня не могут быть задействованы);
Рис. 1.2. Направление удовлетворения потребностей в иерархии "пирамиды" А. Маслоу
• потребности в безопасности (экзистенциальные) – включают потребность в безопасности существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в определенном постоянстве окружения, стабильности оплаты труда и пр.;
• потребности в принадлежности и любви (социальные) – это прежде всего потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участии в совместной трудовой деятельности, в стремлении к любви, дружбе – словом, данные потребности основаны на стремлении человека к слиянию с обществом, осознании себя частью социума;
• потребность в уважении и признании (самооценка) – это стремление к признанию обществом определенных достоинств индивида, признание его принадлежности к определенному классу общества, достижение статуса, престижа и пр.;
• потребность в самовыражении (самоактуализация) – выражается в стремлении человека обогатить свой опыт, реализовать духовные силы, раскрыть свой потенциал.
Удовлетворение потребностей начинается с первой группы, при достижении определенной, приемлемой для человека степени удовлетворения он начинает испытывать необходимость в достижении потребностей следующего уровня. При этом человек может осуществлять переход от ступени к ступени как стремительно, так и достаточно долго, порой всю жизнь, останавливаться на удовлетворении потребностей какой-либо одной группы в зависимости от внешних условий и личностных особенностей. Таким образом, удовлетворение какой-либо потребности не приводит к обязательному возникновению необходимости удовлетворения потребности следующего уровня.
Сущность теории А. Маслоу:
• все люди в силу генетической наследственности и социального взаимодействия изначально обладают одинаковым набором потребностей;
• удовлетворение потребностей происходит в вертикальном последовательном порядке: от низших к высшим;
• потребности более низкого уровня необходимо удовлетворять раньше, чем на трудовом поведении начнут сказываться потребности более высокого уровня;
• удовлетворенная потребность не мотивирует.
Теория Маслоу не используется в чистом виде в силу
ограничений и недостатков, выявленных в процессе ее практического применения, хотя многие выводы из данной теории не утратили своей значимости и используются при разработке систем мотивации в большинстве организаций.
Представим идеи данной теории в виде таблицы, где отметим допущения и ограничения, наложенные на них эмпирическими исследованиями (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Основные идеи концепции А. Маслоу с ограничениями применения в практике менеджмента
Основные идеи теории |
Допущения и ограничения |
|
Люди постоянно ощущают какие-либо потребности |
Базовые потребности для многих людей уже изначально можно считать удовлетворенными, и человек с минимальной вероятностью к ним вернется |
|
|
||
|
||
Некоторые из потребностей выражены наиболее четко, ощущаются чаще других и являются общими для большого числа людей; эти потребности можно разделить на группы |
Ограничения связаны не только с индивидуальными особенностями человека (творческий склад, самобытность), но и с менталитетными особенностями. Классификация потребностей основана на изучении западной культуры и не учитывает, в частности, особенностей российского поведения. Многие авторы считают, что за многолетнюю историю потребность в принадлежности стала для русского работника более значимой, чем потребность в самоактуализации[1] |
|
Группы потребностей находятся в иерархическом подчинении по отношению друг к другу: потребности нижних уровней более насущны, то есть требуют первоочередного удовлетворен ия |
Различные люди могут иметь различные приоритеты, поэтому для каждого человека будет выстраиваться своя иерархия потребностей в зависимости от этапа жизненного цикла |
|
Потребности, если они не удовлетворены, вызывают у человека мотивы к действиям |
Потребности могут по-разному проявляться (вызывать мотивы различных действий) в зависимости от ситуационных факторов, таких как ОГЛАВЛЕНИЕ работы, положение в организации, пол, возраст и др |
|
Если одна потребность удовлетворена, ее место занимает другая неудовлетворенная потребность |
Необходимо учитывать компенсаторный характер отношений между потребностями. Компенсация возникает в случае, когда организация не предоставляет возможности для удовлетворения главной значимой потребности, и тогда работник заменяет ее другой потребностью, которую можно удовлетворить в данный момент |
|
Удовлетворенная потребность не мотивирует |
При этом та же самая потребность может возобновиться через определенное время и может потребовать иной способ ее удовлетворения |
|
Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на мотивы деятельности человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня |
Эта ситуация опровергается явлением "голодного художника", когда представители творческих профессий, не имея даже минимальных средств к существованию (жилья, еды), создают великие произведения или достигают наивысших показателей в труде, т.е. удовлетворяя свои высшие потребности в самоактуализаии и признании |
|
Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, чем потребности низших уровней |
Нужно иметь в виду результаты современных исследований, которые показали, что удовлетворение ряда потребностей верхней группы провоцирует их дальнейший рост |
Иерархия потребностей оказала огромное влияние на современный подход к мотивации в менеджменте. Именно сформулированная А. Маслоу классификация потребностей, расположенных определенным образом в иерархическом порядке, по мнению многих исследователей, остается на сегодняшний день самой распространенной. Авторы классических теорий, а также современные теоретики и практики в сфере управления персоналом и общего менеджмента берут за основу пять групп потребностей "пирамиды", формулируя новые мотивационные механизмы их удовлетворения и актуализации.
Специфичное развитие получила теория Маслоу в работах американских социологов Поля Херси и Кена Бланшарда. Они рассматривали пирамиду Маслоу в контексте различных сообществ. Они предположили, что в разных обществах пирамида потребностей будет иметь разный вид, т.е. из концепции Маслоу они выделили исключения.
Классическая "пирамида" учитывает скорее не общество в целом, а категорию людей с низкими доходами, так как их потребности в пище и жилье слабо удовлетворены и действительно являются мотивом поведения.
Исключение 1: для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней, но не актуальны потребности первого и пятого уровней.
Исключение 2 для класса лиц с высокими доходами, куда входят топ-менеджеры и собственники. Для них не актуальны низшие потребности, так как в силу материального достатка они обладают желаемыми благами. А актуальность средних потребностей для них невелика потому, что они работают индивидуально, а не в команде. Зато очень сильна потребность в самовыражении: бизнес – это продолжение их творческого "я".
Практика. Работая с моделью Маслоу, надо помнить: вовсе не обязательно, что люди с равными доходами будут иметь одинаковые потребности. Необходимо управлять мотивацией работника через воздействие на ведущую для него в настоящий момент потребность. Например, при ведущих физиологических потребностях следует гарантировать увеличение заработной платы, расширение средств социального пакета, а при потребности в уважении и признании необходимо действовать на мотивацию сотрудника через планирование его карьеры.
Сам А. Маслоу в своих письмах отмечал, что его теория применима к пониманию потребностей человечества в целом как философское обобщение, но не может использоваться в отношении конкретного человека из-за индивидуальности и уникальности системы ценностей каждого человека.