Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий
Учение – система определенных видов деятельности, выполнение которых приводит к новым знаниям и умениям (Талызина, 1975).
Такой результат имеет любая деятельность. И в этом смысле в любой деятельности есть учебный компонент.
Важным теоретическим предметом, развиваемым в теории поэтапного формирования умственных действий, стало действие и его структура. Так, некоторым результатом многочисленных экспериментальных исследований стало выделение в действии нескольких разнородных компонентов, часть из которых имеют большую представленность собственно психического содержания, а другая часть носит исполнительный характер.
Основная схема членения действия включает три компонента: когнитивный (ориентировка), исполнительный и контрольный.
Понятие ориентировочной основы действия
Другим важным достижением описываемой теории стало выделение такого компонента, как ориентировочная основа действия.
Ориентировочная основа действия (ООД) есть образ действия и образ среды, объединенные в единый компонент, функция которого – управление действием. Это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, а может и не совпадать.
И. И. Ильясов (1986) предположил, что по отношению к совершенствованию компонентов действия можно выделить две стадии обучения: уяснение и отработка. В центре уяснения стоит формирование и уточнение ориентировочной основы действия, а также совершенствование соответствующего ей когнитивного компонента действия. Дальнейшее совершенствование действия осуществляется путем развития исполнительного компонента действия. Этот процесс находится в центре стадии отработки.
Любое действие может быть описано путем указания степени сформированности его основных характеристик: формы, обобщенности, развернутости и освоенности (автоматизированности ).
Формы выполнения действия: материальная, материализованная, речевая и умственная.
Обобщенность: обобщаются лишь те свойства, которые вошли в ориентировочную основу действия.
Развернутость: процесс наблюдаемого выпадения отдельных звеньев действия из его структуры.
Освоенность: определяется соотношением осознаваемых и неосознаваемых частей действия.
Типы ориентировочных основ действия
Три свойства ориентировочной основы действия:
– уровень обобщенности: конкретный, обобщенный;
– уровень полноты: неполный, полный;
– способ получения: самостоятельный, готовый.
Сочетания уровней свойств дают восемь типов ориентировочной основы действия (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Типы ориентировочных основ действия
Обобщенность |
Полнота |
Способ |
Тип ООД |
– |
– |
+ |
1 |
– |
+ |
– |
2 |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
– |
4 |
– |
+ |
+ |
5 |
– |
– |
– |
6 |
+ |
– |
+ |
7 |
+ |
– |
– |
8 |
Экспериментально хорошо изучены лишь четыре типа ООД.
1. Конкретная, неполная, самостоятельно полученная ООД.
2. Конкретная, полная, готовая ООД.
3. Обобщенная, полная, самостоятельно полученная ООД.
4. Обобщенная, полная, готовая ООД.
Наиболее продуктивен тип 3, затем идет тип 4, но его область ограничивается логическими операциями. Тип 2 предназначен в основном для быстрого формирования действий в конкретных условиях. Остальные типы представляют лишь теоретический интерес.
Пример. В русском языке только для расстановки знаков препинания имеется свыше 200 правил. Каждое из них изучается отдельно, т.с. конкретно. Это 2-й тип ООД и для освоения всех правил требуется много времени.
М. Я. Микулинская показала, что все 200 правил необходимы для выполнения трех функций: соединения, разделения и выделения слов и предложений. Процесс обучения стал короче и изменился по содержанию. Учащиеся стали обучаться не применению правил, а распознаванию функции в каждом конкретном случае.
Другой пример. Три курса: "Станки", "Режущий инструмент" и "Технология" удалось объединить в один, когда изменили логический ход "от станка к детали" на "от детали к станку" (см. Талызина, 1975).
Выводы.
1. Любая деятельность сопровождается приобретением нового опыта, т.е. обучением.
2. Любое действие имеет когнитивный, исполнительный и контрольный компоненты.
3. Эффективность учения во многом зависит от содержания и способа формирования когнитивного (ориентировочного) компонента.
4. Эффективность выше, если ориентировочный компонент организован на основании полного логически достаточного набора признаков.
5. Обобщенное ОГЛАВЛЕНИЕ, которое можно использовать для решения широкого круга задач, придает обучению дополнительные преимущества.
6. Материальная форма действия оптимизируется, если используются схемы, таблицы, графики. Все они способствуют приобретению обобщенных знаний.