Теория оперантного научения
Развитие поведенческих концепций продолжил американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. Отталкиваясь от теории И. П. Павлова о безусловном и условном рефлексах, исследователь предложил теорию оперантного научения. Согласно этой концепции организм приобретает новые реакции благодаря подкреплению. В зависимости от того, является ли данное подкрепление позитивным или негативным, поведенческий акт либо повторяется, образуя определенную тенденцию, либо избегается, либо ему не придается значение. Скиннер предложил четыре режима подкрепления, имеющих различные формы реагирования:
• с постоянным соотношением;
• постоянным интервалом;
• с вариативным отношением;
• вариативным интервалом.
На основе концепции оперантного научения Б. Ф. Скиннер предложил программу модификации поведения для психиатрических клиник, школ, социальных служб, исправительных учреждений. Программа модификации поведения основана на использовании положительного подкрепления в целях контроля, изменения личности или группы.
Теория социального научения
Концепция А. Бандуры
Канадский психолог Альберт Бандура, развивая идеи бихевиоризма, в 1970-е гг. предложил теорию социального научения. Центральное место в ней занимают познавательные процессы. По мнению ученого, наблюдая за поведением других людей и его последствиями, человек в состоянии модифицировать свое поведение. Создавая "ментальные картины мира", проигрывая их, индивид может обучаться без столкновения с внешним миром. Таким образом, чужой опыт может выступать в качестве подкрепления. Бандура определял этот процесс как косвенное подкрепление, под которым он понимал научение, происходящее на основе наблюдения за поведением других людей и за последствиями этого поведения, а не на основе личного полученного подкрепления. Исходя из данной концепции, ученый выводит понятие эффективности личности, включающее как самоуважение, чувство собственного достоинства, самооценку, так и компетентность при решении жизненных проблем. А. Бандура расширил подходы к модификации поведения. Наиболее заметные из них применяются в клинической практике при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, тревожных состояний, а предложенный им социальнокогнитивный подход используют в образовании и практике социальной работы.
Концепция Дж. Роттера
Американский психолог Джулиан Роттер выдвинул теорию социального научения, в соответствии с которой социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью таких категорий, как поведенческий потенциал, ожидание, подкрепление, ценность подкрепления, психологическая ситуация, локус контроля (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Основные факторы социального поведения по Дж. Роттеру
Важность этой теории для социальной работы заключается в том, что данная концепция дает возможность прогнозировать поведение личности. В основе прогнозного анализа лежат специфические потребности человека и механизмы поощрения/наказания. Исследователь исходил из того, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания. С другой стороны, определенные виды потребностей позволяют осуществлять прогноз того или иного социального поведения. По мнению ученого, потребность можно описать как набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же самые или подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривал шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека:
1) статус признания;
2) защита-зависимость;
3) доминирование;
4) независимость;
5) любовь и привязанность;
6) физический комфорт.
Исходя из данных посылов, Роттер выводит формулу прогнозного поведения:
поведенческий потенциал =
= ожидание + ценность подкрепления.
Подводя итоги, можно сказать, что в теории социальной работы концепции социального научения оказали влияние на ценностные ориентации, принципы взаимоотношений и модели действия (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Концепции социального научения в теории социальной работы
Категории |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ |
Ценностные ориентации |
1. Личность формируется посредством социального научения. 2. Обучая людей, косвенно можно изменить общество. 3. При социальном обучении можно формировать человека в соответствии с социальными требованиями, нормами и стандартами |
Принципы взаимоотношений |
1. Анализ поведения позволяет выбирать адекватные меры взаимодействия. 2. Неадекватные формы поведения можно преобразовать в социально необходимые для личности и общества |
Основные модели действия |
1. Моделирование. 2. Когнитивно-поведенческая терапия. 3. Структурно-когнитивная терапия |