Теория и методика тренировки ловкости
Рассматривая особенности двигательной деятельности, необходимо отметить, что ее высокая эффективность определяется, прежде всего, двигательными возможностями спортсмена. Они проявляются в целенаправленности и рациональных действиях, которые раскрывают уровень двигательных качеств и степень их реализации в форме двигательного мастерства и навыков. В рамках той или иной двигательной структуры проявляются специфические, качественно различные способности индивида, которые в своей совокупности обеспечивают высокий эффект дифференцированного нервно-мышечного усилия. Именно ловкостью мы называем эту способность организма согласовывать адекватно двигательной задаче отдельные усилия, движения и действия во времени и в пространстве.
Иными словами, ловкость, подобно другим двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости и гибкости – является имманентным (внутренне присущим) свойством (качеством) организма, имеющим свою специфическую характеристику. К большому сожалению, у нас еще нет ясного представления о структуре этого двигательного качества, слабо изучены физиологические механизмы, лежащие в его основе, крайне ограничены количественные критерии по более точной характеристике ловкости в различных ее проявлениях. Несмотря на все это, по ряду аспектов проблемы имеются достаточно фактов, которые допускают систематическое рассмотрение ловкости как двигательного качества человека и соответствующих методов его совершенствования (А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, Д. А. Семенов, В. С. Фарфель, В. М. Зациорский, Цв. Желязков, В. И. Филипович, П. Хирту и др.).
Особого внимания заслуживает единодушное мнение специалистов, что ловкость является комплексным двигательным качеством. Что же касается представлений об отдельных ее компонентах и проявлениях, здесь у исследователей точки зрения различаются. Одной из основных причин этого является отсутствие системного подхода, который позволяет вникнуть в сложную структуру ловкости и определить ее главные компоненты.
С этих позиций способность организма координировать свои действия и усилия во времени и в пространстве представляет жизненно важную, специфическую характеристику двигательной активности, которая проявляется в двух основных способностях:
• способности к овладению новыми двигательными действиями (системами движений);
• способности к двигательной (моторной) адаптации, т.е. умению приспосабливать и перестраивать усвоенную структуру двигательных действий к различным условиям деятельности.
При этом важнейшим моментом является рациональное варьирование кинематическими и динамическими параметрами отдельных движений, формирующих двигательное действие.
Эти наиболее обобщенные компоненты (и одновременно критерии) ловкости имеют свои так называемые частные измерители ловкости.
Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Ловкость – это сложное, комплексное, довольно специфическое качество. Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно малоподвижном туловище (ловкость рук).
Основной путь в развитии ловкости – это овладение новыми разнообразными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и позитивно сказывается на функциональных возможностях двигательного аппарата.
При развитии ловкости как способности овладевать новыми движениями могут быть использованы любые упражнения, если они включают элементы новизны.
Иными словами, быстрота, точность и экономичность, с которыми усваиваются и выполняются сложные в координационном отношении двигательные действия, являются конкретными измерителями ловкости как двигательного качества человека. Следует уточнить, что указанные компоненты в каждый отдельный момент двигательной деятельности должны находиться в оптимальных соотношениях. Этот оптимум определяется двигательной задачей, а конкретная его реализация – способностью организма к рациональной согласованности действий, т.е. ловкости спортсмена. Так, например, два теннисиста могут выполнять определенное действие (подачу мяча, удар по мячу и др.) очень быстро, за одинаковое время, но один делает это точнее с учетом движений своего партнера, а также расположения противника (в частности, расстояния от сетки, от площадки и др.). Очевидно, он является более ловким, так как лучше согласовывает свои действия во времени и в пространстве. Но если оба теннисиста равноценны по этим показателям, тогда преимущество в ловкости будет иметь тот из них, который успеет выполнить действие не только точно и быстро, но и экономично, т.е. с наименьшим расходом физической и нервной энергии. То же относится и к усвоению двигательных действий в процессе обучения или их усовершенствования на более высоких этапах спортивного мастерства. Очевидно, ловкость является сложным, комплексным качеством, которое не имеет единого критерия для оценки. Независимо от этого имеются достаточные основания считать, что полезный коэффициент нервно-мышечного усилия зависит в наибольшей степени от ловкости. В этом смысле отношение затраченной энергии к выполненной работе (при определенном уровне двигательного потенциала) представляет собой один из обобщающих критериев ловкости.
Весьма важным моментом при раскрытии природы ловкости как двигательного качества человека является выяснение взаимосвязи между ее общими и частными компонентами в эволюционном аспекте, т.е. от естественных элементарных двигательных актов – до высоко выразительных, рациональных систем целенаправленных действий. Исследования в этой области (В. И. Филипович, В. В . Пехтель, В. И. Малинах и др.) показывают, что способность к овладению новыми движениями и двигательными действиями развивается с возрастом только до определенного момента, достигая своего апогея в период до наступления зрелости. Впоследствии эта способность стабилизируется, а затем (к 25–30 годам) резко ухудшается. На практике за этот период об уровне ловкости можно судить лишь по второму ее компоненту – способности приспосабливать (перестраивать) усвоенные двигательные навыки и умения к различным условиям деятельности. В связи с этим раскрыт и ряд специфических особенностей ловкости, которые относятся к ее частным измерителям. Так, например, у подростков в определенном возрасте (около 13–14 лет) точность движений часто снижается, но в то же время способность к овладению новыми, относительно сложными двигательными действиями продолжает развиваться (В. И. Филипович). Эти данные подтверждают предположение, что успех при овладении новыми двигательными структурами обусловливается не столько уровнем двигательных ресурсов, сколько способностью их рационального использования. Существует достаточно фактов, которые показывают, что уровень мышечной чувствительности, достигнутый в раннем возрасте, сохраняется дольше, чем способность к овладению новыми двигательными навыками. В связи с этим не установлены высокие корреляции между скоростью, с которой усваиваются новые двигательные действия при различных упражнениях (X. Вудроу, М. Дроу, Н. Флейшман). Такие связи существуют, только когда движения являются очень близкими по своей структуре (М. Дроу).
Иными словами, хорошая ловкость в спортивных играх не является гарантией успешной координации движений в гимнастике и, наоборот, ловкие ручные манипуляции с различными спортивными снарядами мало связаны со специальной ловкостью нижних конечностей, т.е. хороший эквилибрист и жонглер может быть очень слабым теннисистом или футболистом и т.д. Это показывает, что ловкость является очень специфическим качеством. Эта специфика обусловливается рядом факторов, большая часть которых все еще нераскрыта или недостаточно исследована.
Очевидно, что способность организма к рациональной организации двигательных действий имеет двойственную природу. С одной стороны, она является проявлением биологической сущности человеческой деятельности, а с другой – отражает накопленный индивидом двигательный опыт, являющийся результатом его взаимодействия со средой. И. Н. Шмальгаузен подчеркивает, что весь смысл индивидуального развития состоит в преобразовании наследственной информации в систему жизненных связей организма с внешней средой.
Иначе говоря, в индивидуальной эволюции человеческой моторики (включая и ловкость) может отмечаться суммарное влияние, наслоение (так называемая аппликация) трех генеральных факторов развития (В. К. Балсевич):
• генетически обусловленное развитие двигательной активности как морфологическая основа двигательного аппарата;
• общее (спонтанное) влияние среды на формирование арсенала повседневных движений;
• интенсивное, организованное воздействие различных средств и методов в процессе спортивного совершенствования.
Безусловно, всякое движение, насколько бы новым оно ни было, всегда исполняется на базе старых координационных связей – результата генетической и социальной наследственности. Согласно словам Н. А. Бернштейна человек каждый раз строит новое движение по большому числу элементарных координационных "кусочков", каждый из которых был усвоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного опыта. На этой основе эволюционирует и двигательная функция как сверхсложное дифференцированное целое.
Аналитический подход к исследованию ловкости раскрывает ее значительную зависимость от деятельности двигательного анализатора. Ряд исследований (М. Филлипс, Д. Саммерс, В. Ф. Тюветский и др.) показывают, что насколько более совершенной является способность человека к точному анализу движений, настолько большими являются его возможности быстрого овладения движениями и их перестройки. Другими словами, точное ощущение и восприятие собственных движений является предпосылкой для более быстрого овладения новыми движениями и их совершенствованием. С психологической точки зрения ловкость тесно связана с полнотой восприятий, быстротой и точностью сложных реакций (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик) и особенно с так называемой антиципацией – способностью к опережающему отражению действительности.
Различные проявления ловкости неразрывно связаны с особенностями двигательной деятельности. Это в наибольшей степени относится к моторной адаптации, которая является одним из важнейших компонентов высокого спортивного мастерства. Согласно В. И. Филиповичу все многообразие возможных условий целесообразно свести к двум основным вариантам.
1. Непривычные условия, при которых двигательная задача является заранее известной и имеет достаточное время для программирования ее исполнения. Предполагается, что в этих условиях особую роль играет так называемая установочная адаптация (Д. Д. Донской), механизмы которой в значительной степени связаны с предварительными поправками (Н. А. Бернштейн).
2. Условия, при которых двигательная задача возникает внезапно и ее решение осуществляется при недостатке времени.
Значительно более информативным показателем в данном случае является время (быстрота), в течение которого будут освоены и усовершенствованы новые двигательные действия. Следовательно, ловкость как специфическая способность организма согласовывать усилия двигательных действий во времени и в пространстве является естественной основой двигательного навыка (но не его одного). Ловкие спортсмены значительно рациональнее материализуют ее конкретные достижения.