Теория лечения. Психодинамическая теория отношений

Психодинамическая теория отношений базируется на концепциях психического развития ребенка и тех взаимосвязях, которые складываются в процессе его взаимодействия с миром взрослых и окружающей средой. По мнению представителей данного направления, именно на ранних стадиях развития индивида формируются конфликты и неврозы, которые проявляются в его дальнейшей жизнедеятельности. Такие подходы начинают осмысляться в работах З. Фрейда и его последователей, однако данная проблематика актуальна и для современных исследователей.

Так, Карен Хорни, рассматривая структуру невротической личности, обращает внимание на детские переживания. Основываясь на своей практике, она приходит к выводу, что окружающая среда выступает главным источником формирования невротической личности. Исследовательница вводит понятие базальной тревожности как глубокого чувства одиночества и беспомощности, которое формируется в детстве, в детско-родительских отношениях.

По мнению К. Хорни, родители во многих случаях не могут дать любовь и поддержку ребенку вследствие их собственных неврозов: "Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны “идеальной" матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая более, чем что-либо иное, закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем".

В дальнейшем эти подходы были развиты в теориях объектных отношений Дж. Боулби, X. Когута, О. Кернберга.

В основе указанных подходов лежит представление о том, что ранний опыт отношений ребенка с лицом, которое о нем заботится, позволяет закладывать ядро мотивационной структуры личности. Дети приобретают способность к осознанию собственного психологического состояния еще до того, как начинают понимать других людей и сопоставлять их состояние со своими переживаниями. Таким образом, понимание окружающих развивается в процессе обмена переживаниями и в близких отношениях: дети начинают распознавать разные психические состояния у окружающих их людей, что, в свою очередь, вызывает различные ответные реакции. Обсуждение эмоциональных переживаний с родителями и обучение социальным навыкам имеет большое значение для формирования у детей способности осознавать те ожидания, которые предъявляются им окружающей культурной средой.

По мнению Джона Боулби, важнейшими факторами в развитии детей и детско-родительских взаимоотношений являются (рис. 5.3):

1) системные связи, которые отражают биологически подготовленные формы деятельности в младенческом возрасте;

2) близость и формы поведения лиц, осуществляющих заботу о ребенке;

3) безопасность как фундамент, когда присутствие взрослого подвигает ребенка на исследование нового;

4) протест против разделения, когда ребенок протестует против возможной потери и разделения со значимыми людьми.

Рис. 5.3. Основные факторы развития по Дж. Боулби

Другие исследователи, такие как Хайнц Когут и Отто Кернберг, полагают, что эмпатические неудачи при уходе за ребенком в раннем возрасте могут привести к расстройствам личности;

5) отражение, которое очень важно для нормального развития самости (мать визуально, интонационно отражает проявление аффектов).

В основе всех этих взаимодействий лежат биологические и социальные проявления. Указанные факторы и их влияние на дальнейшее развитие личности были систематизированы Рудольфом Клусманом. На основе важнейших потребностей ребенка, специфичных в тот или ной период его развития, исследователь определил характерные конфликты, которые проявляются в детско-родительских отношениях. При этом Клусман выделил характерные неврозы личности и поздние социальные последствия, с которыми сталкиваются в терапевтической практике (табл. 5.6).

Таблица 5.6

Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов

Стадия психосексуального развития

Потребности

Конфликты

Невроз

Поздние социальные последствия

Оральная

Нарцис- сические (связаны с образом "Я")

Нарциссические конфликты

Раннее нарушение

Бегство в мир грез, мир окрашен в серые тона

Оральная

Аналитические

Конфликты зависимости

Депрессивный

Анальная

Агрессивные (связаны с самоопределением)

Конфликты, связанные с агрессией

Невроз навязчивых состояний

Страх перед переменами

Фаллическая (эдипальная)

Сексуальные генитально-сексуальные)

Конфликты, связанные анатомией

Истерический

Ярко выражены потребность в признании, неприятие реальности

Латентний период

-

-

-

-

Пубертатный период

Агрессивные/сексуальные

Конфликт на почве Эдипова комплекса

При отсутствии эмоциональной близости в семье наблюдаются склонность к совершению преступлений, наркомания