Теория интересосообразной идентификации личности И. Гербарта
Еще одним классиком педагогической мысли по праву считается оригинальный немецкий мыслитель Иоганн Фридрих Гербарт, прославившийся как философ, психолог и педагог. В его творчестве эти три дисциплины составляют единство, тем не менее исторически случилось так, что он оказался наиболее вовлеченным в сферу педагогики. Со своими предшественниками философами-идеалистами Кантом, Фихте и Гегелем у Гербарта были существенные разногласия. В особенности они касались двух центральных вопросов – природы человеческого познания и содержания и природы этики, которую во времена Гербарта называли "практической философией".
Философы-идеалисты рассматриваемого периода сводили познание к логическому конструированию некоторого ряда категорий. Они теряли из вида реальность или же придавали ей излишне формальный характер. Именно это обстоятельство вызвало протест Гербарта, который настаивал на жизненности процесса познания. В связи с этим он старался развить ассоциативную психологию, в центре внимания которой были получаемые человеком в контакте с реальным миром представления. Вопреки Локку, Гербарт не считал душу чистой доской. Он полагал, что она чувствительна к любым представлениям. Одни из них легко воспринимаются, другие затруднительно, третьи выталкиваются в сферу бессознательного. Все эти три обстоятельства приходится учитывать педагогу, добиваясь желаемого результата.
Второе существенное расхождение Гербарта с классиками немецкого идеализма, в частности с Кантом и Фихте, касалось этики. Оба указанных философа превыше всего ставили принцип свободы, который выступал как некоторый императив, предписание, непонятно откуда взявшееся. Гербарт же считал, что жизненность принципу свободы придают интересы человека. Это положение стало центральным в его педагогической деятельности и выступило лейтмотивом книги "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806).
Следуя В. Клафки, выделим четыре ключевых момента теории Гербарта[1].
1. Целью воспитания является самостоятельно мыслящая, активная и ответственная личность.
2. Воспитание и обучение не должны быть навязаны внешней силой. Молодой человек как свободная личность обязан сам вызвать в себе устремления, способствующие успеху его самоопределения.
3. Воспитание есть формирование интересов.
4. Всякое воспитание есть индивидуальный процесс.
Первое положение, пожалуй, не нуждается в комментарии – оно является общим для многих просветителей. Три других положения более специфичны. Применительно ко второму положению Гербарт развивает представление о воспитывающем обучении. Обучение и воспитание не должны отрываться друг от друга. Уже в обучении молодой человек воспитывает себя.
Знаменателен акцент Гербарта на интересах. Во-первых, он считал, что нет интересов – нет личности. Во-вторых, интересы не должны иметь формальный характер или навязываться. Изучая с одним из своих воспитанников Людвигом греческие тексты, Гербарт обнаружил равнодушие к ним воспитанника, который при этом с энтузиазмом проводил физические и химические опыты. Гербарт изменил форму обучения: он проводил занятия по физике и химии, надеясь на возникновение у Людвига интереса к греческому и латинскому языку позднее.
С темой интереса связано также особое пристрастие Гербарта к эстетике. Цели воспитания он определял в первую очередь исходя из этики, придавая особое значение внутренней свободе воспитанника, его стремлению к совершенству, благорасположению, соблюдению прав и справедливости. С другой стороны, он никогда не забывал об эстетике. У него даже есть произведение "Об эстетическом изображении мира как основном деле образования". Этика и эстетика у Гербарта сливаются воедино.
Рассматривая воспитание как процесс, ориентированный на личность, ее специфические особенности, Гербарт ввел представление о педагогическом такте. Учитель и учащийся образуют особое сообщество, они заинтересованы друг в друге. Педагог не должен диктовать свои условия или же равнодушно наблюдать за судьбой своего воспитанника.
Таким образом, теория Гербарта во главу угла ставит не разрешение социальных проблем, а идентификацию личности. Этим она резко отличается от теорий Руссо и Песталоцци. Гербарт, с одной стороны, высоко ценил Песталоцци (именно он ввел в литературу термин "метод Песталоцци"), а с другой – дистанцировался от него. Особенно это касалось нескольких моментов. Во-первых, вопреки Песталоцци, по его мнению, представления формируются не как жизненно-практический опыт, а постигаются теоретически. Когнитивные представления не складываются непосредственно под давлением практических обстоятельств. Для Гербарта Песталоцци был недостаточно утонченным теоретиком. Его восхищение материнским воспитанием (образ Гертруды, простой женщины, которая является, по Песталоцци, образцом педагога) Гербарт явно не разделял. Во-вторых, как уже отмечалось, Гербарт критически относился к пониманию педагогики как ключа к разрешению социально- политических конфликтов. В-третьих, тезис о всеобщем образовании Гербарт также не принимал. В зависимости от возможностей детей для одних лучше подходит элементарная школа, для других – городская и лишь для наиболее одаренных – гимназия как подготовка к университету.
Выводы
1. Сердцевину теории Гербарта составляет идентификация личности, которая проходит под знаком не природо-, а интересосообразности.
2. При оценке творчества Гербарта всегда следует помнить, что его творчество относилось к началу XIX в. Он часто стремился рассуждать от имени наук, но их устройство во многом оставалось для него тайной.