Теория "гуманизации труда"
Современные тенденции трансформации экономики и общества актуализируют социальные аспекты их воспроизводства, о чем свидетельствует большое количество публикаций в научных изданиях, средствах массовой информации, правительственных источниках, где на повестку дня ставятся вопросы о морально-этических нормах ведения бизнеса, доверии, справедливости, социальном партнерстве. Все эти идеи признают человека центром и целью социально-экономического развития.
Формирование подходов
На протяжении последних 50 лет наблюдается очеловечивание экономики и производства, вызванное несколькими причинами. С одной стороны, это производственно-технологический процесс, требующий от работника внедрения высокоэффективных инноваций как для модернизации самого процесса производства, так и совершенствования продукта. В эпоху развития информационной экономики происходит переход от традиционных форм занятости, свойственных индустриальному труду к нестандартным, ориентированным на каждого отдельного человека. С другой стороны, удовлетворение базовых потребностей работников приводит к формированию нужды в реализации творческого труда, повышенному вниманию к его условиям и нематериальным факторам трудовой деятельности. Предпринимательский труд, основанный па личных интересах, инициативах и способностях, также развивает новые формы труда и способы его реализации. Иными словами, наблюдается процесс гуманизации труда, основанный на создании и соблюдении "человеческих" условий труда, а также на развитии и реализации внутреннего потенциала работника, содержательном развитии труда при сокращении рабочего времени. Развитие этого процесса носит эволюционный характер.
Ко второй половине XX в. в сфере труда сложился ряд теорий и концепций, направленных на улучшение положения работника в процессе трудовой деятельности. К ним можно отнести вышеописанные управленческие теории мотивации, направленные на повышение заинтересованности и удовлетворенности работника в сфере труда. Кроме того, с 1960-х гг. получили популярность теории "человеческого капитала", "гуманизации груда", "производственной или рабочей демократии" и др.
Рассматривая истоки формирования и развития идей гуманизации труда, необходимо отметить, что одной из ее отправных точек является марксистская теория, которая актуализировала эксплуататорский характер содержания (условий) присвоения трудовой деятельности. Именно в этой теории впервые было обосновано разделение факторов производства на личные и вещественные, а также выделена в качестве основной социально-экономической категории "рабочая сила".
К. Маркс утверждал, что производственные отношения не могут быть равными в условиях господства частной собственности на средства производства, в связи с чем работники всегда будут испытывать несправедливость в распределении результатов труда. Как бы человек ни работал, вознаграждением за труд будет только заработная плата как эквивалент затрат рабочей силы. Профессор В. Я. Ельмсев в своих трудах также настаивает на несправедливом обмене труда на заработную плату в условиях капиталистического способа производства, обосновывая эксплуататорский характер таких отношений: "Отчужденные от труда его средства и продукт приобретают по отношению к работнику характер некой внешней, господствующей над ним силы, его собственные творения становятся чужими, поскольку за ними стоит эксплуатирующий его труд капитал" [1].