Теория человеческого развития.
Психодинамическая концепция З. Фрейда
В основе концепции личности австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда лежит предположение о конфликтах как движущей силе развития. Главным образом это конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли. Позднее Фрейд расширил данный перечень, выделив в развитии индивидуальности очень важный конфликт между инстинктом жизни и разрушением, или смертью.
Концепция Фрейда базируется на следующих основных положениях:
1. Поведение имеет психологическую обусловленность (психический детерминизм).
2. Неосознанные ментальные процессы определяют мысли и поведение человека больше, чем сознательные процессы, поэтому большинство истинных причин нашего поведения нам неизвестно.
Отсюда делается вывод:
1) люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и неприятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций;
2) при достаточно долгом подавлении чувств и эмоций происходит либо их выплеск, либо они замаскированы определенным символическим образом.
Фрейд вводит специальное понятие – либидо, изначально трактовавшееся им как лежащая в основе всех сексуальных проявлений специфическая сексуальная энергия, которая количественно может быть измерена, но на данный момент не измерима. По его мнению, человеческую индивидуальность можно понять лишь исходя из знания о количестве либидо и его направленности на тот или иной объект, поскольку в окружающей среде человек ищет объекты для удаления напряжения, или восстановления саморавновесия.
В соответствии с концепцией Фрейда о структуре личности человеческое поведение организовано вокруг трех основных структур (табл. 5.1):
• Ид ("Оно");
• Эго ("Я");
• Супер-Эго ("Сверх-Я"),
Таблица 5.1
Основные характеристики Ид, Эго и Супер-Эго
Ид |
Эго |
Супер-Эго |
1. Низшая врожденная сфера. 2. Действует по принципу удовольствия/неудовольствия. 3. Не признает логики, морали, постоянства. 4. Не имеет временных рамок, не поддается контролю и обучению |
1. Действует по принципу реальности. 2. Думающая, планирующая система. 3. Носитель сознания. 4. Является психическим органом самосохранения. 5. "Место для образования страхов" |
1. Система всех мотивов, происходящих из семьи или социума. 2. Совесть. 3. Ограничивает и преследует. 4. Связано с внушающим страх родительским объектом |
Ид – основная, наиболее архаичная часть личности. По мнению Фрейда, она определена от рождения, генетически. Ид служит источником энергии для всей личности. В нем отражены первичные иррациональные процессы, которые характеризуются неспособностью подавлять импульсы. Ид целиком связано с бессознательными и инстинктивными биологическими потребностями (сон, еда, дефекация и т.д.). Фрейд полагал, что Ид является проводником между соматическими и психическими процессами в организме.
Эго развивается из Ид. Как писал Фрейд, "Я" является измененной частью "Оно". Изменение происходит вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве сознательного.
"“Я” – до известной степени продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в “Оно”, заменить принципом реальности. Восприятие для “Я” играет ту роль, какую в “Оно” занимает инстинкт".
Эго питается энергией Ид. В процессе приобретения опыта оно стремится избегать опасных раздражителей и, развиваясь, постепенно берет контроль над требованиями Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание или снижение этих импульсов соответственно приводит либо к напряжению, либо к релаксации.
Супер-Эго – Вперед компонента в структуре личности. Оно развивается в процессе социализации, в нем находят отражение общественные системы норм и ценностей. По мнению Фрейда, у Супер-Эго три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Выступая в качестве совести, Супер-Эго ограничивает или разрешает сознательную деятельность. Сформированная посредством родительских наставлений, эта подсистема тесно связана с самонаблюдением, возникающим из способности Супер- Эго оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Супер-Эго.
Существуют различные схемы соотношения Ид, Эго и Супер-Эго. На рис. 5.2 показано соотношение данных психических инстанций согласно Р. Баттергею[1].
Рис. 5.2. Психические инстанции по Р. Баттергею
Фрейд развивал учение о стадиях человеческого развития. По его мнению, каждая стадия предполагает свою систему становления физиологических и психических процессов. Эти стадии наслаиваются друг на друга, и если на какой-либо фазе развития произошло отклонение, то поВперед фаза может протекать неадекватно.
Для теории социальной работы существенно, что в данной концепции не только вскрываются причины нарушений на каждой стадии развития, но и рассматриваются социальные последствия, с которыми сталкиваются социальные работники на практике. Причем согласно концепции каждая стадия формирует свои социальные последствия. В табл. 5.2 представлены основные фазы развития, нарушения на которых приводят к социальным отклонениям.
Таблица 5.2
Основные фазы развития, приводящие к возможным социальным травмам
Стадия развития |
Поздние социальные последствия |
Интенциональная |
Жалобы на потерю смысла жизни, неспособность к решению практических проблем, отчуждение от собственного "Я", нарушение коммуникаций и др. |
Оральная |
Самообвинения, бессмысленность жизни, бессилие и др. |
Анальная |
Склонность к морализаторству, медлительность, невротическое упрямство и др. |
Фаллическая |
Отсутствие чувства дистанции, фобии, проблемы на работе, в общении, браке и др. |