Лекция 1. Теория бизнес-коммуникаций

Изучив материал главы, студент должен:

знать

• что такое "деловые коммуникации", чем определяется решающая роль именно деловых коммуникаций и коммуникативной компетенции в достижении успеха организации;

• как можно различить понятия "данные" и "информация";

• принципы повышения эффективности и достижения максимальной удовлетворенности коммуникацией се сторонами;

• достоинства и продуктивность научного подхода;

• проблемы, характерные для теории и практики деловых коммуникаций;

• что такое "идеальные модели" в науке, насколько они необходимы для познания объективной реальности, их ограниченность и субъективность;

• взаимосвязь организационной культуры и культуры деловых коммуникаций;

• что такое "коммуникативная компетентность" и как повышать ее уровень;

уметь

• устанавливать и использовать информационные источники с учетом потребностей сторон, заинтересованных в коммуникации;

• анализировать и выбирать определения и термины, наиболее, на взгляд студента, соответствующие сущности предмета и представлениям о нем;

• анализировать и гипологизировать коммуникационные процессы;

• определять подходы, применяемые людьми в процессе познания;

владеть

• способностью к эффективному деловому общению;

• умением устанавливать и использовать информационные источники с учетом потребностей заинтересованных сторон;

• способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности;

• умением использовать разнообразные методы и средства познания;

• способностью применять научный подход к деловым коммуникациям;

• основами системного анализа, необходимого для подготовки деловых переговоров, других видов коммуникаций и повышения вероятности их успеха;

• представлениями о специфике деловых коммуникаций как научного направления и деловой практики, о методах их наиболее компетентного осуществления.

Основные понятия, принципы и подходы в деловых коммуникациях

Данные и информация

Объект коммуникации – различного рода данные и информация, являющиеся, но определениям многих источников, синонимами. Так, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Мы считаем нецелесообразным рассматривать понятия "данные" и "информация" как синонимы. Очень часто эти понятия используются раздельно, не как синонимы, а как разные характеристики информационного процесса. В интернет-версиях словарей Ожегова и Ефремовой данные – это сведения, факты, характеризующие кого-либо, что-либо, необходимые для каких-либо выводов, решений. Есть и такое утверждение: "Данные могут рассматриваться как записанные наблюдения, которые не используются, а пока хранятся". Данные (калька с англ, data) – представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе. Проясняющим сущность понятия "данные" является определение "сырые", т.е. сырые данные (raw data) неструктурированные данные, исходные данные, необработанные данные, первичные данные.

Предложим точку зрения, согласно которой целесообразнее всего принимать за данные то, что чаще называют "сырые данные", а за информацию – обработанные и осмысленные данные, подвергнувшиеся хотя бы одной или нескольким мыслительным операциям (из состава "анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация"), получившие оценочную характеристику (типа "больше – меньше", "лучше – хуже" и т.п.), позволяющую делать выводы, принимать решения.

Напомним определения основных мыслительных операций, которые, по мнению психологов, применяет человек в процессе познания мира и использует в процессе обработки сырых данных и превращения их в информацию.

Абстракция (отсюда – абстрагирование как процесс) (от лат. abstraction – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных, его свойств и связей; общее понятие – как результат процесса абстрагирования (синоним "мысленного", "понятийного"). Основные типы абстракции – изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщенную картину явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие "абстрактное" противопоставляется конкретному[1]. В результате абстрагирования есть вероятность упустить важную информацию, восприняв ее как несущественную, т.е. "выплеснуть с водой и ребенка".

Анализ (от греч. analysis – разложение) – 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое); 2) синоним научного исследования вообще[2].

Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы)[3]. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях[4].

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или различия между ними (или того и другого вместе). Является важнейшей предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах. В этом отношении сравнение служит в качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определение[5]. Сравнение является и формой анализа как научного исследования, широко применяемого в обыденной жизни.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий[6]. Недостаточно обоснованные обобщения ведут к неверному отнесению явления, объекта к группе, классу, категории и формированию искаженного представления о нем.

Классификация (от лат. classis – разряд, класс) (в логике), система соподчиненных понятий (классов объектов) какой- либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых – существенные признаки объектов (например, периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся так называемые вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках)[7].

Систематизация (от греч. systema – целое, состоящее из частей) – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К систематизации приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение. Систематизация – одно из средств повышения эффективности обучения[8].

Информация – это данные качественно иного по сравнению с сырыми данными вида, которые прошли некоторое процессы осмысления, подверглись обработке и позволяют перейти к выводам и принятию решения. Качество сырых данных, а также качество и глубина их обработки, т.е. качество полученной информации, определяет и качество решения.

Сырые данные человек получает посредством таких общеизвестных анализаторных систем:

• визуальная – воспринимаемая органами зрения;

• аудиальная – воспринимаемая органами слуха;

• тактильная – воспринимаемая тактильными рецепторами;

• обонятельная – воспринимаемая обонятельными рецепторами;

• вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Психологи определяют наличие у человека и других анализаторов данных, позволяющих ощущать голод, боль, скорость, время и т.д. Как правило, мы получаем данные одновременно по нескольким каналам и обрабатываем их в своем сознании, формируя образ, восприятие.

Процессы коммуникации, особенно деловые коммуникации, осуществляются с определенными целями, намерениями, поэтому стороны общения стремятся предоставить не просто данные, а уже, на их взгляд, готовую информацию, вольно или невольно обработанную, скомпонованную, сформулированную таким образом, чтобы получить ожидаемый результат, поведение, реакцию. Однако не следует ожидать отклика, точно соответствующего ожидаемому, – личность не в состоянии "выключить" хотя бы на короткий период свою уникальность, индивидуальность и преподнести информацию объективно, и как в случае ее "преподнесения", так и в случае ее восприятия – это продукт работы сознания личности, а, следовательно, отражение ее субъективности.

Заранее подготовленная для ожидаемого восприятия и реакции информация может быть предназначена для широких масс, для узкого круга специалистов, для конкретного лица. Она может отражать сведения общего и конфиденциального характера, может быть актуальной и устаревшей, полезной и бесполезной, интересной и неинтересной, понятной и непонятной, полной и частичной, истинной и ложной и т.п. Оценку качествам информации и данных дает субъект, поэтому его мнение относительно качества информации может не совпадать с мнением другого субъекта.