Теория абсолютных преимуществ А. Смита и теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита состоит в определении специализации стран на основании абсолютных преимуществ в производстве определенного товара. По заключению А. Смита, "...если какая-либо чужая страна может снабжать нас какими-либо товарами по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии производить их, гораздо лучше покупать их у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом"[1].
Абсолютные преимущества (absolute advantage) можно характеризовать двояко:
• либо более дешевым производством единицы данного товара в данной стране по сравнению с другими странами (сравниваются затраты времени на единицу товара);
• либо более высокой производительностью создания данного товара в данной стране по сравнению с другой страной (сравниваются показатели объемов производства в единицу времени).
Таким образом, для определения специализации на основе теории абсолютных преимуществ сравнивают производство (либо трудоемкость, либо производительность) одного и того же товара в одной и другой стране.
Пример
Две страны А и С производят сырье и оборудование. Производственные возможности двух стран определены следующими данными.
Товар |
Страна А |
Страна С |
Сырье, т/ч |
10 |
1 |
Оборудование, шт./ч |
1 |
6 |
Если страны закрыты, внутреннее потребление в каждой стране будет определяться внутренним производством. Для страны А в условиях ограниченных ресурсов возможности производства составят альтернативу: 10 т сырья или единица оборудования в час. Для страны С – 1 т сырья или 6 ед. оборудования в час. Страна
А имеет абсолютные преимущества в производстве сырья, так как в единицу времени может произвести его больше, чем страна С. Страна С, напротив, имеет абсолютные преимущества в производстве оборудования, так как производственные возможности этой отрасли здесь выше. Из этого следует, что стране А выгодно специализироваться на производстве сырья, а стране С – на производстве оборудования. Однако поскольку для внутреннего потребления обеим странам необходимы оба товара, следствием международной специализации будет обмен и расширение вследствие этого обмена возможностей внутреннего потребления. Страна А может обменять 10 т сырья на 6 ед. оборудования, увеличив возможности внутреннего потребления оборудования на 5 ед., так в отсутствие торговли можно было бы произвести всего одну единице оборудования. Страна С может обменять 6 ед. оборудования на 10 т сырья, расширив внутреннее потребление сырья на 9 т (рис. 10.G).
Рис. 10.6. Расширение возможностей потребления вследствие международной торговли (теория абсолютных преимуществ)
Страна экспортирует тот товар, в производстве которого она специализируется, и импортирует тот товар, в производстве которого специализируются другие страны. При этом обе страны получают выигрыш от международной специализации. Его величину для каждой страны определяет разница между ее торговыми возможностями (количеством товара, которое можно приобрести в другой стране за счет международного обмена) и производственными возможностями (количеством товара, которое можно произвести в данной стране в условиях ограниченных ресурсов).
Теория сравнительных преимуществ (comparative advantage) Давида Рикардо обосновывает выгоды внешней торговли даже в том случае, если страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара. Достаточно, чтобы соотношение между издержкам производства данного товара и других товаров в данной стране было бы ниже, чем аналогичное соотношение в другой стране. При этом измеряют относительные цены или относительные издержки, показывающие, от производства какого количества одного товара следует отказаться, чтобы произвести единицу другого товара.
Если страна производит два товара X и У, относительная цена товара X будет вычисляться делением количества товара У на количество товара X:
Рх= Y/X. (10.4)
Таким образом, для определения специализации па основе теории сравнительных преимуществ сравнивают производство двух товаров относительно друг друга в одной и другой стране.
Пример
Две страны A и С производят сырье и оборудование. Производственные возможности двух стран определены следующими данными.
Товар |
Страна А |
Страна С |
Сырье, т/ч |
15 |
5 |
Оборудование, шт./ч |
20 |
10 |
Если страны закрыты, внутреннее потребление в каждой стране будет определяться внутренним производством. Для страны A в условиях ограниченных ресурсов возможности производства составят альтернативу: 15 т сырья или 20 шт. оборудования в час. Для страны С – 5 т сырья или 10 ед. оборудования в час. Страна А имеет абсолютные преимущества как в производстве сырья (15 > 5), так и в производстве оборудования (20 > 10).
Для определения специализации следует рассчитать относительные цены. Относительная цена сырья в стране А : Рс = 20: 15 = 1,3 ед. об. Относительная цена сырья в стране С : Рс = 10: 5 = 2 ед. сырья. Очевидно, что относительная цена сырья ниже в стране А, поэтому, закупая сырье в стране А, страна С будет иметь выигрыш по сравнению с тем, если бы она его производила на внутреннем рынке. И наоборот, относительная цена оборудования в стране С (Роб = 5 : 10 = 0,5 ед. сырья) ниже, чем в стране А (Роб = 15 : 20 = 0,75 ед. сырья), поэтому стране А выгоднее закупать оборудование в стране С, чем производить самой. Так как относительная цена сырья ниже в стране А, а оборудования – в стране С, именно на этих товарах должны специализироваться данные страны.
Выигрыш будет получен при условии, что мировая относительная цена будет находиться в пределах изменения внутренних относительных цен. Например, Рс = 1,5 ед. об. Тогда при обмене 15 - 1,5 = 22,5. Страна А получит выигрыш – 22,5 – 20 = 2,5 ед. об. Страна С получит выигрыш – 10 : 1,5 – 5 = 6,7 – 5 = 1,7 ед. об.
Таким образом, для работников обеих стран торговля означает увеличение потребления как сырья, так и оборудования. При этом обе страны остаются в выигрыше, так как торговые возможности расширяют возможности внутреннего потребления обоих товаров в обеих странах (рис. 10.7)
Рис. 10.7. Расширение возможностей потребления вследствие международной торговли (теория сравнительных преимуществ)
В результате торговли на основе сравнительных преимуществ, так же как и на основе абсолютных, каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. При этом теория относительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и к любому количеству стран при условии, что торговля осуществляется на основе законов свободного рынка, без вмешательства со стороны государства.