Теории труда в классической социологии
Развитие капитализма привело к тому, что в XIX в. он вышел на сцену мировой истории, поэтому социологическая мысль встала перед задачей объяснения капиталистической системы производства. Решение этой задачи совпало с важными изменениями в научном мышлении. Произошла профессионализация и институционализация научной деятельности. Порвавшая с религией наука поставила на повестку дня принципы историзма, вопросы зависимости мышления ученого от окружающей его действительности, ориентации на доступные опыту способы верификации научных истин. Социологическое мышление настраивается на материализм и позитивизм, но еще более значительным становится широкое распространение научного мышления в обществе, что вместе с формированием способности трудящегося класса впервые в истории определять свою идеологию приводит к созданию научной теории социализма, т.е. научного представления об обществе тех, кто занят трудом.
Концепция труда Карла Маркса
Важно заповнить!
К. МАРКС
Общество развивается через противоречие производительных сил и производственных отношений.
При капитализме имеет место противоречие абстрактного и конкретного труда.
Наемный труд нацелен на производство прибавочной стоимости.
Основной научный интерес Карла Маркса (1818—1883) связан с капиталистическим обществом, что стало возможным благодаря активному участию философа в рабочем движении. Основой научного мышления К. Маркса стала материалистическая диалектика, которая в области социологической теории дала материалистическое понимание истории. Отличительным свойством человека К. Маркс считал способность производить необходимые для жизни средства, или способность заниматься трудом. Способ, которым люди производят жизненные средства, нс только создаст предметы потребления, но и определяет их образ жизни, а следовательно, создает их самих. Способ производства определяет еще и формы общения людей, а также всю систему общественных отношений, в том числе способ распределения и порождаемую на определенном историческом этапе классовую структуру общества. Способ производства играет роль базиса любой общественно-экономической формации. Все другие общественные отношения (политика, идеология и др.) выполняют функцию надстройки.
К. Маркс полагал, что процесс освобождения человека обеспечивается условиями полного достатка в пище, жилье и одежде. Он выделял три фундаментальные стороны человеческой деятельности: производство средств удовлетворения материальных потребностей; возникновение потребностей, порожденных материальным производством; производство других людей путем размножения. Эти стороны предопределяют характер человеческого мышления на каждом витке истории. Вместе с разделением труда все основные стороны человеческой жизнедеятельности приходят, по убеждению К. Маркса, к состоянию противоречия — возникает разделение умственного и физического труда, появляются общественные классы, формируются противоположные интересы и идеологии. "Это закрепление социальной деятельности, это консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты, является одним из главных моментов во всем предшествующем историческом развитии" [1]. Происходит отчуждение человека от продукта его собственного труда.
С точки зрения К. Маркса, закономерность истории состоит в том, что производительные силы общества всякий раз приходят в противоречие с производственными отношениями, построенными на господстве определенного класса. Данное противоречие служит двигателем общественного развития и разрешается посредством революции в способе производства. Современное капиталистическое общество, как считал К. Маркс, доводит развитие производства до такого состояния, когда производительные силы исчерпывают себя и становятся разрушительными силами, а класс наемных работников вступает на путь революционного преобразования всего труда, построенного на принуждении.
Вне исторической формы, по мнению К. Маркса, о труде нельзя говорить как о социальном отношении. "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" [2]. Однако даже в этой абстракции труда ключевым моментом является целесообразная человеческая воля, благодаря чему труд возможен, только если некоторые действия определены заранее в виде цели и средств ее достижения, а сам деятель способен подчинить им свою волю.
Труд, как считал К. Маркс, предполагает различение между тем, на что направлена деятельность, и тем, с помощью чего она осуществляется. "Выступает ли известная потребительная стоимость сырым материалом, средством труда или продуктом, это всецело зависит от ее определенной функции в процессе труда, от того места, которое она занимает в нем, и с переменой этого места изменяются и ее определения" [2]. Однако К. Маркс обращал особенное внимание на средства труда. Последние он рассматривал, во-первых, как критерий развития человеческой рабочей силы, а во-вторых, как показатель характера социальных отношений, при которых совершается труд.
Исследование капитализма К. Маркс начал с анализа товара, поскольку именно капиталистическое производство порождает товар под названием "рабочая сила". Философ отмечал, что "под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [4]. Именно такой товар и нужен капиталисту для воспроизводства социальных отношений, в которых он господствует над процессом труда, а благодаря этому — и во всей общественной жизни.
Если брать за отправную точку товарный характер капиталистического производства, необходимо уяснить двойственный характер труда, производящего товары. К. Маркс первым объяснил, каким образом двойственность товара, представленного потребительной и меновой стоимостью, происходит из двойственного характера самого труда. Он увидел в процессе труда противоречие абстрактного и конкретного труда. Конкретный труд создает потребительную стоимость, т.е. качества, отличающие один предмет от другого, а абстрактный труд — меновую стоимость, т.е. качества, общие всем предметам, превращенным в товары. Абстрактный труд, или простые затраты человеческой силы, содержится в любом виде труда в любом обществе, по обнаруживается только в социальных отношениях общества товаропроизводителей. Через товарные отношения капиталист реализует возможность довести труд до его наиболее абстрактного вида — машинного труда. Более того, всеобщим законом капитализма становится возрастание массы средств производства при уменьшении необходимых для их функционирования затрат рабочей силы. В связи с этим неуклонно уменьшается доля занятых в производстве трудящихся, увеличивая количество безработных.
К. Маркс доказал, что капиталист покупает рабочую силу лишь ради извлечения прибавочной стоимости. Поскольку приобретена способность человека к труду, от ее владельца необходимо получить больше, чем заплатить. Прибавочная стоимость создается трудом наемных рабочих сверх стоимости рабочей силы и безвозмездно присваивается капиталистом. В этом и состоит капиталистическая эксплуатация наемного труда. Вся социальная организация капиталистического производства строится для обеспечения постоянного производства прибавочной стоимости. Главной предпосылкой этого процесса является то, что рабочие лишены возможности соединить свою рабочую силу со средствами производства без воли капиталиста, а следовательно, они не имеют возможности поддерживать свою жизнь кроме как на условиях, поставленных капиталистом. Неудивительно, что наемные рабочие относятся к труду как к тягостному бремени. Такой труд всегда совершается под внешним принуждением и, даже будучи примитивизирован машинами, продолжает отталкивать человека, поскольку это несвободный труд. К. Маркс полагал, что лишь освобождение труда от принуждения сделает его притягательным для человека.
По мнению К. Маркса, капитализм является последней ступенью классовой общественной системы, последней формой насильственной организации труда. Наемные трудящиеся путем революционного преобразования прежнего способа производства открывают дорогу обществу свободного труда, коммунистическому обществу. В таком обществе не будет ни эксплуатации, ни классов, ни государства как инструмента классового господства. Ближайшей задачей такого преобразования К. Маркс видел установление диктатуры пролетариата, т.е. политической организацией власти, направленной на реализацию интересов трудящихся в условиях современного капитализма.