Теории транснационализации
В экономической науке существует несколько теорий, объясняющих феномен ТНК:
– уклонения от налогов;
– монополистических преимуществ;
– трансакционных издержек;
– интернализации.
Теория уклонения от налогов. Прямые иностранные инвестиции зависят от налогового бремени принимающей страны. Чем выше уровень налоговых ставок, тем с большей активностью фирма ищет легальные и нелегальные пути уменьшения налогового бремени. Один из наиболее апробированных способов – это поиск принимающей страны, в которой установлены наименьшие ставки налогов. Названные проблемы решаются двумя способами:
– ТНК открывают свои филиалы в странах с минимальным налогообложением;
– ТНК, имея сеть филиалов в разных странах, используют трансфертные цены при движении товаров между филиалами корпораций.
Теория монополистических преимуществ. Теория базируется на предпосылке существования барьеров для входа на рынок зарубежных предприятий. Такими барьерами могут выступать: дискриминация со стороны участников рынка; повышенный уровень риска; недостатки, вызванные большими географическими расстояниями; социокультурные факторы и т.д. Следствием существования этих барьеров и являются прямые инвестиции за рубежом, проистекающие из стремления предприятий к росту в том случае, если:
– зарубежные предприятия обладают монополистическими конкурентными преимуществами перед местными конкурентами;
– эти преимущества позволяют данному предприятию преодолеть барьеры для входа на рынок.
В качестве монополистических преимуществ могут выступать, например: превосходящая технология, особые управленческие способности, лучший доступ к капиталу, адекватная организационная структура.
Ключевое положение теории – это прямые иностранные инвестиции, осуществляющиеся с целью использования имеющихся монополистических преимуществ.
Теория трансакционных издержек. Трансакционные издержки – или некоторые их составляющие – представляют собой форму инвестиций.
■ Трансакционные издержки – это расходы фирмы, связанные с осуществлением сделки, например затраты на приобретение информации, необходимой для налаживания контакта с контрагентами, обеспечения наиболее благоприятных условий сделки, уменьшения риска неплатежа или невыполнения прочих условий контракта.
Теория объясняет результаты выбора между различными формами входа на рынок. В соответствии с этой теорией, решение между рынком и созданием иерархии (например, между экспортом, совместным предприятием и 100%-ной дочерней компанией) зависит от вида трансакции и связанных с этой трансакцией издержек. При этом трансакции различаются между собой по частоте, степени неопределенности и размеру инвестиций, необходимых для этой трансакции. В соответствии с этой теорией фирма будет отдавать предпочтение стратегии экспорта в том случае, если размер инвестиций, которые требуется вложить, мал, если инвестиции производятся часто, а риски и неопределенность малы. Напротив, когда размер требуемых инвестиций велик, частота осуществления инвестиций велика, неопределенность очень высока, то фирме лучше выбрать форму учреждения дочерней фирмы со 100%- ным капиталом.
Одно из эмпирических исследований имело своей целью установить, в какой степени решение о выборе определенной формы входа на рынок действительно зависит от трансакционных издержек. На примере трансфера технологического и маркетингового "ноу-хау" в отрасли машиностроения было доказано, что имеющие стратегическое значение инвестиции в сбыт и рекламу приводят с высокой степенью вероятности к таким формам входа на рынок, которым свойственна малая зависимость от кооперации и высокая степень капиталовложений. Трансфер технологического "ноу-хау", напротив, имеет лишь малое влияние на выбор формы входа на рынок.
Теория интернализации. Объясняет, почему фирма решается перейти от стратегии кооперации к созданию иерархии – сети филиалов и дочерних фирм.
Базируется она на теории трансакционных издержек. Отправной пункт теории – существование несовершенств рынка (например, информационная асимметрия, нехватка адекватных информационных источников), что приводит к торможению рыночного обмена.
Преодоление данных несовершенств рынка приводит к возникновению трансакционных издержек.
Размер этих трансакционных издержек и является фактором, определяющим выбор фирмы: интернализация (internalization) и экстернализация (externalization) – внутреннее (внутри самой фирмы) или же внешнее по отношению к фирме (через различные формы кооперации) использование конкурентных преимуществ, которыми обладает данная фирма (например, знания, стоимость деловых связей фирмы).
Недостатками внешнего по отношению к фирме использования "ноу-хау" посредством кооперации являются:
– недостаточный контроль над конкурентным преимуществом;
– опасность нарушения деловых связей фирмы;
– возникновение трансакционных издержек.
Предприятие всегда взвешивает достоинства и недостатки стратегии кооперации, и в том случае, если недостатки оказываются больше, а трансакционные издержки слишком высоки, то предприятие выбирает стратегию создания иерархии – создания сети филиалов и подразделений предприятия.