Теории социальных изменений
Эти теории в социологии существуют в нескольких вариантах. Модель социального изменения в традициях структурно-функционального анализа сделал попытку сконструировать Р. Мертон, на которого влияли идеи П. Сорокина и Т. Парсонса. Взяв за основу методологические принципы структурно-функционального анализа, Мертон отказался от создания общей социологической теории. В работе "Социальная теория и социальная структура"[1] им предложена система множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие "дисфункция", т.е. указал на возможность отклонения системы от общепринятой нормативной модели, что может повлечь за собой или новый этап в адаптации системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения.
Кроме модели социального изменения Мертона существует ряд других, как однофакторных, так и многофакторных моделей. Общее у всех этих моделей состоит в попытке выяснения условий становления и развития социальных явлений, т.е. в объяснении причинно-следственных связей. В истории развития социологической мысли указывались самые разные причины социальных изменений: естественный отбор (Г. Спенсер); географическая среда, и особенно климат (Г. Бокль), народонаселение (Т. Мальтус), раса (Ж. А. де Гобино), выдающиеся личности (Ф. Ницше), война (А. Джозеф Тойнби), технология (У. Огборн), разделение труда и кооперация (Э. Дюркгейм), экономика (У. Ростоу), идеология (М. Вебер) и т.д. В теориях социальных изменений "структурно-функциональной" модели противопоставлена "причинно-следственная" модель анализа социальных изменений. В качестве альтернативы нормативному детерминизму было выдвинуто несколько видов детерминизма (причинной обусловленности) – от биологического до технологического и экономического, но тем не менее общая точка зрения так и не сложилась.
Теории социального конфликта
Начиная с середины XIX в., среди философов и социологов сформировалось твердое убеждение в том, что конфликт является нормальным социальным явлением. Конфликтный подход прежде всего связывают с именами Карла Маркса (1818–1883) и Георга Зиммеля (1858–1918).
Теории, основанные на идеях К. Маркса о роли конфликта в жизни общества, его революционных преобразованиях, называют диалектическими теориями конфликта. В современной социологии представителем этой традиции является немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). Ученый считает социальные конфликты результатом сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства и подчинения.
Однако в отличие от классического марксизма, где основой социальной конфликтности является противостояние экономических интересов антагонистических классов (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и пролетариев), Р. Дарендорф рассматривает социальную конфликтность как универсальную свойство социальных систем, природный продукт их структурированности и интегрированности.
Подавление конфликта, по Р. Дарендорфом, – это путь к его обострению. А "рациональная регуляция" социального конфликта способствует эволюции, которая контролируется, т.е. управляемым изменениям в обществе. Хотя причины конфликтов существовали и будут существовать всегда, либеральное общество, по мнению Дарендорфа, может их согласовывать на уровне конкуренции между индивидами, группами и классами. Учитывая это, "рациональное обуздание" социального конфликта, считает Дарендорф, должно быть одним из главных задач политики.
Конфликтные теории, восходящие к концепции Г. Зиммеля, называют функциональными теориями конфликта. Этой версии конфликтного подхода в социологии принадлежит концепция известного американского ученого Льюиса Козера (1913–2003), который определял социальный конфликт как идеологическое явление, выражающее стремления и переживания социальных групп и индивидов в борьбе за власть, ограниченные ресурсы, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и др. Он подчеркивал, что любое общество имеет явные или потенциальные социальные конфликты, которые выступают определяющим элементом социального взаимодействия и способствуют разрушению или укреплению социальных связей. Если в "закрытых" обществах социальные конфликты разделяют общество на враждебные группы или враждебные классы, подрывают основы коллективного согласия, угрожают разрушением социальных связей и самой общественной системы через революционное насилие, в "открытых", "плюралистических" обществах эти конфликты имеют "выход", а социальные институты охраняют общественное согласие.
Ценность конфликтов, их положительная функция, по мнению Л. Козера, заключаются в том, что они защищают общество от застоя и обеспечивают возможность социальных инноваций.
Сторонники теорий социального конфликта по-разному объясняют причины конфликтов. Так, французский ученый А. Турен видит их в психологических особенностях личностей и различных социальных общностей. К. Боулдинг, Л. Крайсберг, М. Крозье и другие, считают, что социальные конфликты обусловливаются противостоянием групп, преследующих несовместимые цели. Д. Белл полагает, что классовая борьба как наиболее острая форма социального конфликта связана с перераспределением доходов.
В отличие от К. Маркса, который акцентировал антагонистический характер социальных конфликтов, поскольку рассматривал, как отмечалось выше, прежде всего конфликты между антагонистическими классами, большинство конфликтологов рассматривают конфликты как неантагонистические противоречия, которые могут быть урегулированы.