Теории происхождения права
Единства мнений о том. как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на отдельных факторах возникновения права.
К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как Божественный Промысел. По мнению одного из авторов данной теории - средневекового философа-богослова Аврелия Августина, именно Бог, а не человек является "творцом вечного закона", единственным источником моральных норм и оценок. "Когда человек живет по человеку, а не по Богу, - восклицал Августин, - он подобен дьяволу".
В Библии говорится, что Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его. Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается смертным грехом.
Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.
Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них - право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т.п. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.
В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества.
В XVII-XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии как таковое было привилегией высших сословий - дворянства и духовенства - и не распространялось на остальное население.
Однако в современных развитых странах эти виды права - естественное и позитивное - не противостоят друг другу, поскольку естественные права так же закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.
Автор нормативистской теории права австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 - 1973) считал, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой "централизованный правопорядок". Право рассматривается им как своеобразная "лестница норм", на вершине которой находится "основная норма", обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, соответствующие конституционным, по в конституции могут быть не записаны.
Основная норма должна вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Ее можно представить, по мнению Кельзена, "самой первой из конституций", она существует в религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как Бог и что власть устанавливается по его воле. Принцип соответствия нижестоящих норм "основной норме" и обеспечивает правопорядок.
Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение - это единый процесс.
Нормативистскую теорию права еще называют чистой за стремление ее создателя Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываются на личности оценивающего субъекта, его чувствах. Зато право, согласно Кельзену, органично связано с государством и представляет собой "специфический порядок или организацию власти"1.
Психологическая теория права признает, что право - результат психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого (1867-1931), имеет два уровня:
1) интуитивное, образованное эмоциональными переживаниями, т.е. запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести;
2) позитивное, которое составляют нормы, созданные органами государства'.
Таким образом, Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т.п.
Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е. психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядка. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.