Теории происхождения государства

Государство и право возникают одновременно. Возникающие иногда дискуссии о том, что первично - право или государство, совершенно беспочвенны, равно как и философский спор о том, что первично - курица или яйцо. Без государства не бывает права; без права не может существовать ни одно государство. Многообразие исторического материала, посвященного причинам и этапам возникновения государства, обусловили продолжающиеся не одно столетие дискуссии о причинах происхождения государства.

Божественная {теологическая) теория возникновения государства была исторически первой, и объясняла появление любого отдельно взятого государства волей богов. Именно так воспринимались причины появления государства в древних государствах Шумера, Вавилона, Египта и многих других. Впоследствии данные идеи были взяты на вооружение руководителями средневековой христианской церкви, обосновывая тем самым претензии церковных иерархов на светскую власть.

Материалистическая теория происхождения государства. Согласно данной теории, причинами происхождения государства являются рост производительных сил, развитие орудий и средств производства, повлекшее появление имущественных излишков, а также расслоение общества и борьба возникших классов. Для осуществления господства одного класса над другим и потребовалось создание государства и права. При всех положительных сторонах данной теории, она не носит универсального характера, поскольку игнорирование неэкономических причин, влекущих (или способствующих) формированию государства и права, сильно обедняет историческую и правовую науку.

Психологическая теория происхождения государства. Ее автор - дореволюционный юрист, профессор Л. И. Петражицкий полагал, что причины возникновения государства следует искать не в экономике, а в особенностях человеческой психики, в умении человека приспосабливаться к окружающей действительности, его тяге к объединению.

Теория насилия. В создании государства и права ключевую роль играют ни экономические или психологические причины, а захват одних народов другими. Для того чтобы удержать власть над завоеванным пародом, захватчик создаст государство и право.

Патриархальная теория. По мнению Аристотеля и его последователей, государство возникает в результате разрастания семьи в патриархальную общину. Впоследствии роды и племена, выросшие из общины, образуют государство.

Органическая теория представляет собой попытку смешения биологии и социальных процессов. Ее сторонники считают государство проявлением сил природы. Оно появляется одновременно с людьми, и его отдельные части соответствуют частям человеческого организма: голова - правительство, руки - армия или полиция и т.д.

Теория общественного договора (естественно-правовая теория). По этой теории, народ является носителем естественных и неотъемлемых, принадлежащих людям от рождения (а не дарованных государством) прав. Государство было создано тогда, когда люди устали вести войну "всех против всех", и добровольно пошли на самоограничение части своих прав, чтобы упорядочить общественные отношения к общей пользе. При всей гуманистической направленности данной теории у нее есть и одно "слабое звено" - ни одного общественного договора до настоящего дня историками не было обнаружено.

Необходимость изучения данных теорий заключается в том, чтобы на основе научных дискуссий об "истоках" и причинах появления государства, мы могли бы более объективно воспринимать сегодняшние проблемы Российского государства и права.

На современном этапе перед Российской Федерацией стоит задача построения правового государства, которое основано на верховенстве закона, равенстве всех перед законом, контроле гражданского общества над государством.

Его признаками являются:

o верховенство закона означает, что требованиям закона должны соответствовать все подзаконные акты и деятельность государственных чиновников. Уважение к закону всех должностных лиц и социальных групп - главный признак правового государства;

o взаимная ответственность государства и личности. Ответственность гражданина за нарушение установленных государством правил присутствует и в тоталитарном государстве. Однако обратная связь существует только в демократическом, правовом государстве. Типичным примером такой ответственности государства перед гражданином является ст. 1070 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом;

o наличие реальных гарантий прав и свобод человека. Данный принцип вытекает из ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Это означает, что в правовом государстве не просто провозглашаются права человека (декларативно они могут присутствовать и в авторитарном государстве), но и реально учитываются в деятельности органов публичной власти;

o разделение властей. Принцип разделения властей означает, что в правовом государстве существуют независимые друг от друга законодательная, исполнительная п судебная истин и. тети, которые взаимно уравновешивают, "сдерживают" друг друга. Ни одна ветвь власти не может доминировать над остальными.

В правовом государстве всегда существует гражданское общество - общество, в котором высок уровень самоуважения и самоорганизации его членов, а его уровень экономического, политического, морального, социального и культурного развития позволяет гражданам участвовать в общественно-политической жизни. Без последнего критерия гражданское общество не возможно, поскольку граждан будут интересовать лишь вопросы поиска пищи. Гражданское общество - лучшее средство профилактики тоталитаризма и авторитаризма, способ контроля граждан за работой государственных структур.

Существует ряд признаков гражданского общества. В первую очередь это высокий уровень общей и правовой культуры, самоуважения и чувства собственного достоинства граждан, а также высокий уровень их жизни. Такие граждане имеют возможность самоорганизовываться через различные формы общественного самоуправления - общественные и иные некоммерческие организации (патриотические, экологические, религиозные и т.д.), активно участвовать в работе органов местного самоуправления, создавать политические партии и движения для участия в политической жизни государства и т.д. В настоящий момент в России происходит развитие таких структур гражданского общества.