Теории культурантропологии: историческая школа и диффузионизм
Историческая школа, или школа Ф. Боаса, в которую входили американские ученые Ф. Боас, Ф. Гребнер, А. Кребер и др., основной упор сделала на конкретные исследования, методы скрупулезного описания всех особенностей какой-либо культуры. Историческая школа стремилась проследить и задокументировать происхождение каждой черты культуры, определить, возникла ли она в рамках данной культуры или проникала в нее извне. Изучались различные случаи диффузии (взаимопроникновения) культур, культурной трансформации. Важнейшим достижением школы Ф. Боаса стала разработка теории аккультурации. Аккультурация - это процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями различных культур. Прослеживаются три типа отношений между данными группами: культура одной группы принимается другой частично ("принятие") или полностью ("ассимиляция"); происходит адаптация, приспособление элементов одной культуры к потребностям другой; возникает "реакция" - полное отторжение форм чужой культуры. Ф. Боас определил культуру как совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. А. Кребер под культурой подразумевал систему элементов, сцепленных особым способом и образующих целостность, определенную модель, образец. Форма культуры зависит от присущего ей стиля, который налагает отпечаток на поведение людей, особенности материальной культуры, обусловленные, в свою очередь, спецификой духовной культуры и ее ценностными ориентациями. Каждой культуре присуща доминантная идея, подчеркивающая ее выдающиеся достижения и уникальность.
Одновременно с исторической школой развивался диффузионизм. Само понятие "диффузия" (от лат. - "распространение") позаимствовано из физики, где оно означает "растекание", "проникновение"; в культурной антропологии под диффузией стали понимать распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным ОГЛАВЛЕНИЕм исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Эволюционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею уникальности возникновения культурных элементов в определенных географических регионах и последующего распространения их из центра зарождения.
Основателем диффузионизма принято считать профессора Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля, который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культур по странам и зонам. Расы смешиваются, языки меняются и исчезают, само название народностей меняется-и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия. Поэтому важнейшая задача культурной антропологии - изучать распространение предметов культуры. Народы, по мнению Ф. Ратцеля, изменяются, гибнут, а предмет остается неизменным; по этой причине изучение географического распространения этнографических предметов является наиболее важным при исследовании культур.
Ф. Ратцель рассматривал различные формы взаимодействия народов: переселение племен, завоевания, смешение расовых типов, обмен, торговля и пр. Именно в процессе этих взаимодействий происходит пространственное распространение культур.
Ф. Ратцель обозначил два способа перемещения элементов культур:
o полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса; этот способ он называл аккультурацией;
o перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому: при этом он отмечал, что одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемешаются только вместе с их носителями.
Признанным главой диффузионизма в немецкоязычных странах был Фриц Гребнер, который создал теорию культурных кругов. Ему удалось объединить культурные достижения народов всей Земли на догосударственной стадии развития в шесть культурных кругов (или культур), каждый из которых состоит из 19-20 элементов. К числу последних Ф. Гребнер относил явления материальной и духовной культуры, а также общественной жизни.
Английский ученый Уильям Риверс считал, что образование новых культур происходило путем взаимодействия культур больших групп переселенцев. Появление новых культур возможно путем смешения, а не эволюции. При этом вследствие взаимодействия и смешения нескольких культур может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из них. У. Риверс выдвинул тезис о том, что даже малое число пришельцев, обладая более высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду местного населения.
Американские культурные антропологи пришли к убеждению, что диффузия является основным фактором, вызывающим сходство в культурах разных народов. В 1917 г. Кларк Уисслер сделал вывод: культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к определенной экологической среде. Материальные и духовные элементы культуры распространяются путем диффузии между реально существующими культурными областями. К. Уисслер сформулировал общий закон культурной диффузии: распространение культурных явлений и "человеческих черт" осуществляется концентрическим образом, т.е. простые формы занимают окраинное положение, а центральная позиция принадлежит более сложным.
Как показывает диффузионизм, каждая культура как живой организм рождается в определенных географических условиях, имеет свой центр зарождения; причем, каждый элемент культуры возникает только однажды и затем распространяется за счет переносов, заимствования, перемещения материальных и духовных элементов культуры от одного народа к другим.
У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры каждой культуры - главная задача культурной антропологии. Методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения элементов культуры.