Теории естественного права
Востребованность теорий естественного права была обусловлена, с одной стороны, углубляющимся кризисом юридического позитивизма, апогей которого приходился на окончание Второй мировой войны, а с другой – новыми возможностями, которые открывали перед человеком во второй половине XX в. постиндустриальное общество и политика разрядки международной напряженности.
Глобальные процессы демократизации и гуманизации общественных отношений, новый этап научно-технической революции (с 60-х гг. XX в.), рост благосостояния обусловили в качестве приоритетной универсальной ценности права и свободы человека, необходимость формирования международного стандарта в этой сфере, которая и будет определять степень развития конкретной страны. Естественным в этих условиях является отказ от узко прагматического понимания права как совокупности норм и переход к философскому осмыслению этого феномена и его роли в условиях информационного общества. Появляются доктрины неотомизма, неокантианства, неогегельянства, экзистенциализма, феноменологии, персонализма, в которых, наряду с позитивным правом, признается существование идеального права, выступающего основой взаимоотношений между людьми.
Конечно, современные теории естественного права отличаются от классических учений XVII–XVIII вв. плюрализмом источников, прав, субъектов-носителей и значений. Прежде всего, изменился субъект – носитель естественных прав. В отличие от изолированного, обособленного индивида периода буржуазных революций Нового времени современный человек включен в разнообразные связи и взаимоотношения.
По этой причине расширился перечень естественных прав, куда, наряду с прирожденными правами на свободу, жизнь, собственность, включены социальные и экономические права, права на объединения в политические партии и союзы, права социальных общностей (т.е. коллективные права, подобно праву наций на самоопределение, свободное развитие), экологические, информационные права.
Естественные права не являются априорно заданными, незыблемыми, а интерпретируются как "естественные права с изменяющимся ОГЛАВЛЕНИЕм", которое задано развивающимся правовым идеалом, правовыми и духовными ценностями общества. Если раньше природа естественного права была связана с установлениями человеческого разума и имела один источник, то современные версии основаны на плюрализме источников происхождения естественных прав. Так, неотомизм выводит естественное право из универсального божественного порядка; неокантианство – из "природы вещей" как идеальной мыслительной формы, противопоставляя должное и сущее; неогегельянство – из самореализации объективного разума, объективной идеи права; феноменология – из априорных правовых сущностей (субстанций) и ценностей; экзистенциализм – из "существования" человека; герменевтика – из "живого исторического языка" и "процесса исторического правопонимания".
Персоналистская концепция естественного права Жака Маритена
Французский религиозный философ, представитель неотомизма (современной официальной философской доктрины католической церкви) Ж. Маритен (1882–1973) развивал персоналистскую концепцию естественного права. Известность получили работы "Права человека и естественный закон" (1942 г.), "Человек и государство" (1951 г.), "Моральная философия" (1960 г.). Философия прав человека Маритена стала одним из источников Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).
Находясь под влиянием философии Фомы Аквинского, Маритен полагал, что естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом, который он определял как "рациональный план управления миром в мысли Бога". Вечный закон является источником и первопричиной всех остальных законов и процессов. Одно из проявлений вечного закона – естественный закон. Естественный закон, по Маритену, это установленные божественным разумом "универсальные нормы права и долга". Естественный закон – это то, что требуется для нормального человеческого существования, то, что познается через ощущения. Бог – первый принцип естественного права. Естественный закон восходит к абсолютному вечному закону. В естественном законе непосредственно коренятся права человека – идеальный порядок действий, которому должны соответствовать позитивное право и его применение на практике.
Маритен трактовал права человека как естественно-правовое признание достоинства личности, памятуя о том, что наряду с этим каждый человек есть индивидуальность, которую обусловливают материальные потребности и пороки. Каждый человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей причастности к Божественному Разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом". Маритен полагал, что верующие полнее и глубже ощущают веления естественного права, чем атеисты. Естественные права раскрываются по мере приближения человека к Богу и развития культуры. "Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории". Каждая историческая эпоха будет иметь свой правовой идеал.
Маритен предложил классификацию прав человека по их значимости для нормального человеческого существования.
Первую группу составили фундаментальные права личности (человека). К ним Маритен относил право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом смысле слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Личность, по Маритену, принадлежит миру высших ценностей.
Вторую группу образуют политические права (или права гражданина). Их перечень определяется законодательством страны. Однако косвенно они зависят от естественного права, поскольку установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву. К политическим правам Маритен относил право народа устанавливать конституцию государства и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свободу высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Согласно взглядам Маритена, реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т.е. "по-христиански устроенного светского государства".
Третья группа включает социальные права человека – права трудящегося. Под ними Маритен подразумевал право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Трудящиеся вправе участвовать при наличии соответствующих условий в управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма, развивать общество на основе "третьего пути".
Идеи и классификация прав, предложенные Маритеном, легли в основу всех международных правовых актов второй половины XX в., касающихся прав и свобод личности.
Третье тысячелетие поставило человечество перед необходимостью глобального поворота в своем развитии. Он связан с потребностью всех народов научиться жить в условиях мира, справедливости, свободы, сотрудничества и доброжелательности. Прогресс человеческой цивилизации связан со свободным социальным творчеством личности.