Лекция 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Изучив материал данной главы, студенты должны:
знать возможности и трудности использования общепсихологической теории деятельности в роли методологической основы психологического изучения труда и его субъекта;
уметь вычленять в производственных процессах основные эргатические функции; выстраивать программу исследования содержания и особенностей функционирования психических регуляторов труда работающих людей;
владеть совокупностью базовых методологических принципов и подходов, реализуемых в психологии труда и инженерной психологии, спецификой их методов.
Психология труда является ветвью прикладной психологии, поэтому использует базовые понятия и методы смежных отраслей психологической науки, ее теория и методология имеют общепсихологическое основание. Но здесь развиваются и собственные концепции психолого-трудовой направленности, или специальные "теории среднего уровня"; их положения будут рассмотрены в главах, посвященных отдельным проблемам психологии труда и инженерной психологии.
Специально-научные концепции психологии труда и смежных дисциплин используют фундаментальные общепсихологические принципы отечественной психологии деятельности, в разработку которых внесли весомый вклад Б. Г. Ананьев, В. А. Бодров, П. Я. Гальперин, А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, А. В. Карпов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др. К базовым теоретико-методологическим общепсихологическим положениям, важным для психологии труда и инженерной психологии, относятся системный подход в психологии, положения теории деятельности (принципы единства сознания и деятельности, развития в исследовании психики, неаддитивности и темпоральности деятельности, субъектно-деятельностный подход), принципы равного уважения к представителям разнотипных профессий, единства теории и практики.
Системный подход в психологии труда и инженерной психологии
Именно в отечественной инженерной психологии 70-х гг. XX в. системная методология оказалась востребована, получила развитие и от нее "перекочевала" в другие подразделения, отрасли психологической науки, получив, наконец, статус общепсихологического научно-методологического принципа [13]. В самом кратком виде суть системного подхода при рассмотрении какого-либо объекта состоит в понимании природы этого объекта как закономерно возникшего единства компонентов, обладающего внутренней структурой, сохраняющейся благодаря внутри- и внеобъектным взаимодействиям. Подобный объект, системный по природе, функционирует, развивается в форме кризисов и обречен на трансформации вплоть до своего исчезновения (умирания) – при постоянном взаимодействии с объемлющей системой качественные изменения и характеристики системного объекта необратимы и составляют основу его уникальности.
Одним из первых удачных и признанных мировым научным сообществом вариантов создания теории систем была "тектология", или "всеобщая организационная наука", разработанная русским философом, экономистом, социологом и психологом А. А. Богдановым (1873–1928) в начале прошлого века. По ряду вненаучных обстоятельств его концепция в течение многих десятилетий была недоступной для массового читателя; системная методология внедрялась в 1970-е гг. в нашей стране по образцам публикаций американского философа австрийского происхождения Людвига фон Берталанфи. Работа А. А. Богданова "Всеобщая организационная наука. Тектология" получила признание лишь во второй половине XX в. [18] В 1995 г. журнал "Вопросы философии" представил читателям материалы Международной конференции, проходившей в том же году в Великобритании и посвященной истории организационных учений, в центре которой были идеи А. А. Богданова.
Вопросы зарождения, становления, развития системной методологии в России и других странах заслуживают особого обстоятельного обсуждения. В настоящем контексте важно отметить, что теория систем нашла приложение в кибернетике, теории управления сложными техническими и социальными объектами, в экономике и различных направлениях менеджмента, биологии, педагогике. Эта теория получила статус общенаучной методологии.
Сегодня утвердилось представление о системной природе психических явлений. В современной психологии труда, инженерной психологии признано необходимым рассматривать конкретные виды профессиональной деятельности работников как составляющие объемлющей системы – социотехнической системы, производственной организации, эргатической системы, а не в качестве изолированных самостоятельных феноменов.