Теоретический аспект понимания социального значения государства и права

Понимание социального значения государства и права, безусловно, зависит от характера доктрины, в рамках которой рассматривается данный вопрос. Различные теории, объясняющие происхождение государства и права и раскрывающие сущность этих явлений, по- разному определяют их социальную роль.

Так. сторонники идеи божественного происхождения государства полагали, что его назначение в человеческом обществе заключается в том, чтобы служить преградой против пришествия Антихриста в мир.

В свою очередь, представители естественно-правовой теории подвергали критике идею божественного происхождения права и власти монарха, указывая на то, что воля монарха, определяя ОГЛАВЛЕНИЕ права, становилась законом, но при этом никак не согласовывалась со справедливостью. Привилегированные слои общества в силу божественного права получили в свое распоряжение власть быть несправедливыми и повелевать остальными людьми. Суровые законы существовали лишь "для жалкого народа", а те, кто находились у власти, не подлежали суду, на них не распространялось действие права. Так выражалось, по мнению сторонников данной теории, влияние государства и права на общество. Сокрушаясь, что воля монарха заняла место разума, а его прихоть стала законом, представители естественно-правовой теории уповали на то, что нации, униженные своими правителями, обратившись к разуму, увидят, что только их воля может предоставить кому-либо высшую власть[1].

Представители договорной теории рассматривали государство как продукт общественного договора, порожденный разумной волей народа. Права народа принимать законы и сопротивляться тиранам признавались неотчуждаемыми. Сами же законы считались всеобщими и для народа-суверена, и для монарха, и для каждого индивида. Ученые, являвшиеся сторонниками указанной теории, были едины в том, что видели в качестве важнейшей задачи государства обеспечение прав и свобод людей, их безопасное существование.

Сторонники теории насилия не признавали ни Божественное провидение, ни общественный договор основанием для возникновения государства. Они полагали, что в результате покорения сильными племенами более слабых и прямого насилия над ними сложились государства. Приверженцы данной концепции признавали естественными, установленными самой природой отношения властвования. Индивиду, по мнению сторонников указанного учения, следует подчиниться силе государства как силе, подобной природным стихиям (урагану, наводнению, землетрясению). Природа любого государства – это насилие. Победители в социальных войнах (разного уровня и вида) – это правящий класс, а побежденные – подвластный. Соответственно социальное значение государства и права выражается в выполнении задачи поддержания этого природного закона подчинения слабых сильным.

Марксизм также исходил из идеи о том, что роль государства и права общества, разделенного на классы, заключается в обеспечении господства правящего класса, защите его интересов.

Обогатили современное восприятие социальной роли государства и права и такие теории, как патриархальная, психологическая, расовая, органическая, историческая, ирригационная и др.