Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической ретроспективе;
• важнейшие положения учений – об объекте географической науки (ее структуре, месте в системе научного знания);
• основные теории и учения географической науки;
• язык, функции и виды географической деятельности;
• современные проблемы географической науки;
уметь
• пользоваться основными источниками знаний по истории и методологии географии (учебной, научно-популярной и специальной научной литературой, географическими и родственными им периодическими изданиями, справочными, энциклопедическими и иными изданиями);
• выявлять и оценивать в новейших публикациях актуальные проблемы, направления и задачи географической науки, ее конструктивное значение на современном этапе развития российского общества и международного сообщества в целом;
• применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач;
владеть
• навыками анализа и систематизации учебного материала;
• навыками выявления актуальности и проблематики современных географических явлений и процессов;
• способами применения теоретических знаний в процессе географического познания.
Экономическая и социальная география как наука
Первый вопрос, который возникает при знакомстве с любой наукой, конечно, о том, что она изучает (каков ее предмет), какими способами добывает знания об исследуемых объектах (каков метод), какие задачи решает. Все это основные методологические проблемы. Определить, чем занимается данная наука, значит указать границы области действительности, исследуемой ею в отличие от других наук.
Существующий научный мир можно представить в виде своеобразной карты познания, где каждый отдельный участок представляет какую-либо науку. Границы между ними могут быть размыты, иногда участки частично перекрывают друг друга. Но какие-то сферы окружающей действительности остаются только за данной наукой. Что же позволяет отделить одну науку от другой?
Прежде всего науки различаются объектами изучения. Ф. Энгельс разработал, а затем советские ученые развили классификацию наук по формам движения материи и материальных носителей. Науки об элементарных частицах, атомах, молекулах, живой и неживой материи, о человеческом обществе называют фундаментальными. Наряду с ними существуют и другие, изучающие реальные комбинации различных форм материи в пространстве Вселенной – небесные тела, в том числе планеты, особым образом организованные планетные оболочки и составляющие их части. К числу таких наук относятся и географические науки, объекты которых располагаются в пределах приповерхностного слоя Земли – географической оболочки. "Географическая оболочка – комплексная оболочка земного шара, состоящая из земной коры, нижних частей атмосферы (тропосферы и части стратосферы), гидросферы, растительного и почвенного покровов и животного мира".
Возможны случаи, когда один и тот же объект анализируется разными науками, но при этом каждая из них имеет свою точку зрения на него. Тогда говорят о различии в предмете изучения. Чем сложнее объект, тем большее число наук находит в нем свой предмет. Например, гору можно представить как нечто целое – форму рельефа и как совокупность составляющих ее пластов, пород и минералов.
Наконец, науки отличаются друг от друга тем, как, какими способами или методами они добывают знания об объекте. Некоторые методы универсальны, применимы в различных науках, но всякая наука, как правило, имеет и собственные, только ей присущие методы. При этом специфика метода определяется в первую очередь свойствами объекта, который не поддается исследованию методам других наук.
Помимо деления наук по формам движения материи, возможны классификации, строящиеся на других принципах. Одна из них весьма существенна для методологии географических наук. Легко убедиться, что науки, изучающие основные формы движения материи, как бы отвлекаются, абстрагируются от того, в каких комбинациях существуют носители материи в реальном мире. Например, если рассматриваются клетки растения, то не имеет значения, в каком лесу оно выросло. Если интерес вызывают свойства кристаллов, то не принимаются во внимание условия района, где найден минерал. Ученый занимается открытием общих законов развития данного вида материальных объектов. Такие науки получили название номотетических.
Однако научному исследованию подлежат и реально существующие в природе комбинации объектов, сочетания носителей различных форм движения материи, организованные в системы, различающиеся, в частности, положением в пространстве. Некоторые из таких сочетаний (систем) могут повторяться в природе многократно. В этом случае общие законы их развития изучают также номотетические науки. Но есть и такие, которые практически важны с точки зрения их индивидуальных свойств. Подобные объекты изучают науки, называемые идеографическими. Если для номоте- тических наук в принципе не играют никакой роли случайные отклонения от законов, то для идеографических нужно как можно точнее предвидеть, как поведет себя именно данная система, данный индивидуальный объект.
Каково же место экономической географии в системе наук? Какие объекты она изучает? Попробуем разобраться в этом вопросе с учетом приведенных выше соображений. Социально-экономическая география входит в разветвленную систему географических наук, которая разделяется на две большие группы – это естественно-географические науки (физическая география) и общественные науки, которые чаще всего называют социально-экономической географией. Но существует и интегральная, или общая, география. Ее предметом является изменение лика Земли под воздействием космических, природных, социально-экономических и политических явлений.
Может показаться странным, но социально-экономическая география существует и развивается без общепризнанного определения того, чем она занимается. Более 200 лет существует термин "экономическая география", предложенный М. В. Ломоносовым, но вопрос о предмете ее остается одним из сложнейших и дискуссионных. При этом экономикогеографы, отстаивая совершенно различные определения своей науки, на практике в общем делают одну и ту же работу примерно одинаковыми способами, со сходными результатами.
Возможно, нам поможет установить предмет нашей науки анализ значения слов, составляющих ее название. Прежде всего, что такое география? Как известно, это слово – калька с греческого – "землеописание". Некоторые авторы полагают, что происхождение термина от слова "земля" означает, что географическим исследование становится лишь тогда, когда оно касается природы земной поверхности в целом или ее части. Мы постараемся дальше показать, что такое ограничение понимания географии не вполне правомерно.
Определение "экономическая" в названии нашей науки подчеркивает ее отличие от географии физической, изучающей природу земной поверхности. "Экономическая" означает "хозяйственная", но фактически сфера этой науки распространяется на любую "неприродную" географию и все в большей степени – на социальную проблематику. Поэтому лишь по традиции и для краткости называют экономической географией (ЭГ) все "неприродные" отрасли, которые не охватываются географией физической (ФГ). Ее правильно было бы именовать социально-экономической или просто социальной (общественной). Географы, однако, социальной называют один из ее разделов, занимающийся общественными (неэкономическими) явлениями. Эстонские исследователи Уно Мересте и Тийна Райтвийр различают социальную географию в широком смысле слова (т.с. все общественное крыло географии) и социогеографию – в узком смысле.
Часть ученых считают, что социогеография в узком смысле и география населения – одно и то же. Эстонские географы сводят географию населения к изучению демогеографических систем; социогеографию считают наукой о социологических отношениях в рамках социогеографических систем. Имеются веские аргументы в пользу обеих точек зрения.
Иногда употребляются термины "антропогеография" или "география человека". Первый термин был скомпрометирован существовавшим на рубеже XIX и XX вв. научным направлением. Географию человека можно понимать и в узком смысле (вплоть до рассмотрения людей только как биологических существ), а при широком толковании термина получается, что география человека изучает все, что имеет отношение к деятельности людей, в том числе технические устройства, домашний скот и т.п. Неловко как-то все это именовать географией человека.
Официальное название науки в нашей стране – "экономическая, социальная и политическая география". Однако это не три самостоятельные науки, а наименование всего комплекса общественно-географических наук, который для упрощения называют по традиции экономической географией, а в нашем тексте он фигурирует в виде аббревиатуры ЭСГ (экономическая и социальная география) или ЭГ (экономическая география). Возникает вопрос: насколько правомерно сочетание слов "экономическая" и "география"? Что общего у этой науки с природной, физической географией? Достаточно ли этого общего для того, чтобы считать обе эти столь очевидно различающиеся своими объектами науки географией? Или, как полагают некоторые, лишь общее происхождение и традиция позволяют нам объединять общим именем совершенно различные науки, из которых одна (экономическая) вовсе и не является географией? Так ставят вопрос некоторые физикогеографы. В то же время есть экономисты, которые утверждают, что изучение хозяйства – дело самой экономической науки (в частности, ее раздела "региональная экономика"), тем самым отрицая необходимость существования экономической географии как науки географической. Иначе вопрос формулируется так: имеет ли экономическая география свой объект? И является ли этот объект географическим по характеру?
По определению, содержащемуся в самом названии науки, она имеет дело в первую очередь с хозяйством, производством материальных благ. Что же представляет собой производство? Известны его элементы: люди, предметы труда и средства труда. Последние образуют средства производства, которые вместе с людьми составляют производительные силы общества. Все эти элементы изучаются с разных точек зрения различными науками (естественными, общественными, техническими). Для нас существенно, что они, как и природные тела, создают в пределах географической оболочки локальные (т.е. местные, ограниченные определенной небольшой территорией) пространственные сочетания, комбинации, более или менее дискретные. Примерами могут служить местные сочетания людей – жилые места (район города, квартал), разного рода поселения, сочетания производственных предприятий (крупномасштабных долговременных сооружений), наконец, территориальные сочетания, включающие и людей, и предметы, и средства труда.
Для практического руководства хозяйством страны, организации оптимального соотношения хозяйства и природы необходимы знания о таких пространственных хозяйственных совокупностях и закономерностях их функционирования и развития. Их и дает экономическая география. Это сс объекты изучения как самостоятельной науки.
Принадлежность экономической географии к наукам географическим определяется тем, что она, как и все составляющие этой системы, изучает пространственные сочетания в пределах географической оболочки.
Наличие более или менее обособленного пространственного сочетания в ее пределах – главное основание для признания объекта географическим. Такой выдающийся район промышленной концентрации, как Кузбасс, или крупнейшая в России Московская агломерация – типичные примеры обособленных пространственных сочетаний, которые являются объектами экономической географии.
Легко заметить, что элементы этих сочетаний сами по себе изучаются не географическими науками. В чем же сущность географического подхода? Η. Н. Баранский писал: "В понятие географического мышления входят два признака. Географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее все суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамки одного “элемента” или “отрасли”". Иначе говоря, "играющее аккордами, а не одним пальчиком". Комплекс – связь, сочетание, совокупность явлений, составляющих единое целое. Близко к этому более общее понятие – система, т.е. образование, которое состоит из разнородных, но взаимосвязанных элементов, обладающих единством.
Развивая идеи Η. Н. Баранского о критериях географичности, Э. Б. Алаев к территориальности и комплексности добавляет конкретность ("только конкретный подход может обеспечить правильность анализа и выводов") и глобальность, т.е. требование обязательного соотношения локальных, региональных, национальных, зональных и других частных проблем с их мировым (глобальным) "фоном".
Однако дело не только в особенностях подхода к исследованию, но и в объективных свойствах самих изучаемых объектов. Так, территориальность можно понимать как "привязанность" к участку пространства земной поверхности (геотории), относительную неперемещаемость. Каждый человек в отдельности может переместиться в другое место, но территориальная общность людей (население города, области) – нечто стабильное, изменяющееся постепенно (исключая чрезвычайные обстоятельства). То же касается парка транспортных средств, обслуживающих город. Неперемещаемость связана с достаточно крупным размером объекта, требующим относиться к нему как к природной данности, хотя создан он человеком.
Очень важен критерий различия от места к месту. Если в пределах географической оболочки этих различий нет (атомный состав химического вещества, клеточное строение организмов), то соответствующие объекты не относятся к сфере изучения географии. Но принимаются во внимание не все различия, а только те, которые определяются другими компонентами данного территориального комплекса. Анализ топонимов, т.е. местных названий, может, например, восстановить прежние ареалы переселения существующих ныне или исчезнувших народов. Этой проблемой призвана заниматься наука геоономастика – историко-географо-лингвистическая дисциплина о личных и географических именах.
Из признания обусловленности размещения одних компонентов систем другими исходит один из принципов географического исследования. Если два компонента размещаются одинаково, значит, один зависит от другого или оба зависят от какого-то третьего. После констатации факта одинакового размещения двух явлений можно искать, в чем именно состоит их взаимовлияние или какое третье условие влияет на это. Часто современными условиями объяснить современное размещение не удается. Сложившееся размещение определяется историей развития территории. Отсюда важность генетического подхода и историко-географических исследований. Анализируя современное состояние комплекса и его прошлое, каждый раз на один определенный момент этот критерий, по Η. Н. Колосовскому, можно сформулировать так: исследование настоящего с учетом историко- географических аспектов развития объекта.
Все эти критерии, вместе взятые, необходимы и достаточны для определения объектов географического изучения. Они применимы для всей системы географических наук и, следовательно, являются общими для физической и экономической географии. Легко заметить, что этим критериям географичности отвечают приведенные выше примеры пространственных хозяйственных сочетаний.
Выделение особой системы географических наук нисколько не противоречит классификации наук по формам движения материи или разделению их на естественные и общественные, как это убедительно показано У. И. Мересте. Все зависит от характера территориальных сочетаний (комплексов). Чисто природные комплексы исследуются естественно-географическими науками, чисто хозяйственные (или социальные) – общественно-географическими. Сложнее обстоит дело с пространственными сочетаниями природных и общественных элементов, которые также существуют реально в пределах географической оболочки.
Например, территориальные комплексы, образующие Поволжский район, включают тесно взаимосвязанные природные объекты и процессы и объекты, измененные хозяйственной деятельностью человека (например, Волга, превращенная в систему водохранилищ, мелиорированные земли), а также промышленные предприятия, города. Вполне очевидно, что изучение такого комплекса (по существу, природно-хозяйственного) требует участия как естественно-географических, так и общественно-географических наук.
Теперь коснемся вопроса о том, к каким наукам следует относить географию: к номотетическим или идеографическим. Многие локальные образования закономерно повторяются, развиваются по общим законам – они анализируются номотетическими разделами географических наук. Те же сочетания, наиболее крупные но размерам, индивидуальные особенности которых необходимо учитывать в практике, рассматриваются идеографическими разделами географических наук (страноведением).
Общность критериев физической и экономической географии вовсе не мешает констатировать принципиальные различия между ними, поскольку они изучают разные закономерности. Помимо качественных существуют и другие различия их объектов. Минимальный размер, при котором сохраняется свойство географичности, у экономико-географических объектов, как правило, значительнее, чем у физико-географических. Так, для физикогеографа объектом исследования может служить урочище – небольшой участок, отличный от окружающих какими-либо естественными признаками (например, луг, болото, поляна среди леса или лес среди поля). Экономическую же географию интересуют крупный лесной массив (с точки зрения его хозяйственного освоения) или довольно большая по размерам территория землепользования сельскохозяйственного предприятия, т.е. объекты несравненно более масштабные, чем объекты, изучаемые физической географией.
В то же время физико-географические объекты обычно обладают трехмерностью (вспомним, например, горные системы). Экономико-географические объекты, конечно, также трехмерны, но связи по вертикали в них менее значимы, чем горизонтальные различия, площадные: города, несомненно, трехмерны, но различия в них по вертикали (в частности, по высоте зданий) не столь важны по сравнению с различиями горизонтальными – между отдельными частями, районами города.
Если бы реально существовали только природные и только социально- экономические территориальные образования, то вопрос о разделе сфер физической и экономической географии решался бы просто. Однако дело осложняется тем, что имеется большая группа объектов переходных, которые нельзя с уверенностью отнести к какой-либо одной из основных групп. Чисто природных комплексов, совсем не испытавших хозяйственного воздействия человека, теперь практически не осталось. Часть объектов природы либо столь сильно изменена длительным антропогенным воздействием, либо контролируется человеком, что проявление естественных законов получило иной вид и стало ограниченным. Например, стадо домашних животных – нечто совсем другое, чем сообщество их диких сородичей. Развитие таких объектов контролируется в той или иной мере деятельностью человека, но подчинено природным законам.
Наконец, природное вещество используется человеком при создании искусственных технических сооружений. Это очевидный пример взаимодействия природы и общества, образования природно-технической территориальной системы. Функционирование ее по законам природы исследует физико-географическая наука, а как части производственной территориальной системы – экономико-географическая. Но логично предположить существование науки, изучающей взаимодействие природных и общественных объектов в совокупности: общей географии наряду с физической и экономической географией. Ее объекты – территориальные совокупности природных, социально-экономических и переходных между ними (природно-технических) систем.
Примерами природно-технических (или геотехнических) систем, представление о которых было высказано в 1967 г. В. С. Преображенским, могут служить орошаемые массивы сельскохозяйственных земель. "К числу геотехнических систем можно отнести населенные пункты, жизнь населения которых определена и возможностью укрытия от непогоды в зданиях, и получением необходимых для жизни чисто природных элементов – воздуха и воды". Эти системы представляют собой и особый предмет географического исследования, и объект междисциплинарного изучения (целым рядом наук) и проектирования.
Возможно и еще одно обоснование необходимости выделения общей географии. В конечном счете задача системы географических наук – познание условий жизни и хозяйственной деятельности общества в территориальном аспекте, т.е. среды существования общества. Именно в том, что география "изучает среду общественного развития и ее компоненты как природного, так и общественного генезиса", видят ее сущность и задачи ведущие географы страны.
Изучение среды, состоящей из разнокачественных элементов, как единого целого требует общегеографического подхода. Сочетание природных объектов, в том числе измененных техническим воздействием, населения и хозяйственных объектов в пределах определенных территорий именуется интегральными территориальными системами (комплексами).
Исторически сложилось так, что эти интегральные системы изучали преимущественно физикогеографы. В настоящий момент рост научно- технического могущества человечества привел к изменению соотношения сил, к все более усиливающемуся контролю над природой. Поэтому главную роль стала играть социально-экономическая география. Но познать всесторонне закономерности развития интегральных территориальных систем (комплексов) можно лишь совместными усилиями всей семьи географических наук, включая и общую, интегральную, географию. Общая схема системы географических паук представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Общая схема системы географических наук