Лекция II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В результате освоения темы студент должен:
знать
• источники права, систему права и систему законодательства в России;
уметь
• юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в сфере социального обслуживания;
• оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами;
владеть
• компетентным использованием законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней;
• навыками организационно-управленческой работы в подразделениях социальных учреждений и служб.
Государственно-правовые аспекты социальной работы
Вопросы правового обеспечения социальной работы всегда актуальны, поскольку они имеют большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем социальной защиты населения, так и для обеспечения гарантий качественного обслуживания получателей социальных услуг, высокого уровня социальной работы в целом.
Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.
На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют в России силу постольку, поскольку они ратифицированы нашим государством.
Присоединение России к числу стран, подписавших и ратифицировавших международные документы, обусловливает необходимость вносить изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, как это было в связи с ратификацией нашей страной Конвенции о правах инвалидов 2006 г.
Среди федеральных актов стоит, прежде всего, указать Конституцию и федеральные конституционные законы, Гражданский кодекс, Семейный, Трудовой и другие кодексы; федеральные законы от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др. Также следует назвать указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.
На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.
На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).
На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе (положения о социальных приютах для детей и подростков, о центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и т.п.).
Основополагающими для социальной работы являются международные документы. Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал человеческой личности может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Государства – члены ООН обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, а каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых мировым сообществом.
Международными актами, которые непосредственно затрагивают интересы социального развития, являются:
1) Копенгагенская декларация о социальном развитии 1995 г., провозглашающая, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержания мира и безопасности внутри стран и в отношениях между ними. Согласно данной Декларации социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в отсутствие мира и безопасности или при отсутствии уважения всех прав человека и основных свобод; социальное развитие имеет важнейшее значение для удовлетворения нужд и чаяний людей во всем мире и для выполнения обязанностей правительств и всех секторов гражданского общества. Государства, ратифицировавшие Декларацию, подтверждают, что и в экономическом, и в социальном смысле наиболее продуктивными являются та политика и те капиталовложения, которые позволяют людям в максимальной степени реализовать свой потенциал, ресурсы и возможности;
2) Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Согласно ее положениям все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, этнического происхождения, семейного или социального положения либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны, со своей стороны, способствовать ему.
Согласно ст. 2 Декларации "социальный прогресс и развитие основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует:
• незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства, эксплуатации пародов и отдельных лиц, колониализма, расизма, включая нацизм и апартеид, и всякой иной политики и идеологии, противоречащих целям и принципам ООН;
• признания и эффективного осуществления гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных нрав без всякой дискриминации".
Основными условиями социального прогресса и развития считаются:
• национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;
• принцип невмешательства во внутренние дела государств;
• уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
• неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;
• право и ответственность каждого государства свободно определять свои цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять, в соответствии с принципами Устава ООН, средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;
• мирное сосуществование, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.
Правительство каждой страны несет ответственность в деле обеспечения социального прогресса и благосостояния его народа, планирования мер социального развития как части всесторонних планов развития, объединения или поощрения и координации всех национальных усилий для достижения этой цели и осуществления необходимых изменений в социальной структуре. При планировании мер в области социального развития должным образом учитывается разнообразие в потребностях развивающихся и развитых районов, городских и сельских районов каждой страны;
3) другими международными актами являются:
• Мадридская декларация 2007 г., принятая совещанием группы экспертов под названием "Участие гражданского общества в осуществлении Конвенции о правах инвалидов – оно должно дать результаты";
• Саламанкская декларация и рамки действий но образованию лиц с особыми потребностями 1994 г.;
• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН;
• Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 1991 г.;
• Таллиннские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам 1989 г.;
• Конвенция о правах инвалидов 2006 г.
Защита прав и свобод человека является первостепенной задачей социальной работы.
Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развиваться, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния.
Закрепленное в основных документах понимание прав человека подразумевает следующее.
Права человека всеобщи. Они должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства. Все люди наделяются равным объемом прав.
Права человека прирожденны. Индивиды получают их не в результате удачного происхождения, религиозных, национальных или материальных преимуществ, а в силу того факта, что они появились на свет в том обществе и государстве, которые признают такие права в качестве основополагающих.
Права человека неотъемлемы. Никто и никаким образом не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной областях или лишать их этих прав.
Права человека целостны. Ущемление одного из прав или пренебрежение им может привести к нарушению возможности пользоваться другими правами или даже всем комплексом прав человека.
Совокупность основных экономических, социальных и культурных прав включает в себя:
• право на труд, которое подразумевает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается;
• право на справедливую оплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какой бы то ни было дискриминации по какому бы то ни было признаку;
• право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся удовлетворительное существование для них и их семей, а также условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени; оплачиваемый отпуск;
• право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование;
• семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться самая широкая охрана и помощь; особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов;
• особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации; дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации, от работы в условиях, могущих причинить вред их нравственности и здоровью, опасных для жизни, или могущих повредить их нормальному развитию;
• право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду;
• право на жилище и на непрерывное улучшение условий жизни;
• право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, которое включает, помимо прочего, создание условий, которые обеспечивали бы каждому медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни;
• право каждого человека на образование, направленное на полное развитие человеческой личности и укрепляющее уважение к правам человека и основным свободам; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого; необходимо уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только государственные, но и иные школы, отвечающие тому минимуму требований, предъявляемых к уровню образования, который может быть установлен или утвержден государством;
• право на участие в культурной жизни;
• право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения; уважение свободы, безусловно, необходимой для научных исследований и творческой деятельности и т.д.
Если суммировать перечень основных нрав человека, можно сделать вывод о том, что вся их совокупность обеспечивает возможности полноценной жизни индивидов в обществе, возможности их развития, самореализации.
Правовое регулирование системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб осуществляется, опираясь на основные направления государственной социальной политики по улучшению положения нуждающихся в этом категорий населения РФ.
Правовая основа социальной работы с различными социальными слоями и группами – это, прежде всего, конституционные права, свободы и обязанности, реализуемые в деятельности органов и учреждений социальной защиты в тех или иных предусмотренных законом случаях.
Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением в нашем государстве.
В ст. 7 Конституции заложены основные принципы социального государства и развития системы социальных служб, подчеркивается, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности. Детальное регулирование социальной работы в России осуществляется в федеральных законах и подзаконных актах.
В гл. 2 Конституции зафиксированы права и свободы человека и гражданина. В ст. 37 подчеркивается право на безопасный труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на защиту от безработицы, право на отдых, отпуск и т.д. Статья 38 гласит, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Согласно ст. 39 каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п. Статья 40 защищает права на жилище; ст. 41 – на медицинскую помощь; ст. 42 – на благоприятную окружающую среду. Право на образование защищается ст. 43 Конституции.
Права и свободы граждан неотделимы от их обязанностей, среди которых следует выделить обязанности, обеспечивающие развитие экономической основы общества (добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, охрана окружающей среды и т.д.); обязанности по укреплению государственного строя (защита Отечества, укрепление его могущества и т.д.); обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (забота об охране исторических памятников и других культурных ценностей); обязанности общегражданского характера (соблюдение Конституции и других законов, содействие охране общественного порядка и т.д.).
Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан Конституция предусматривает определенные правовые льготы – преимущества, установленные законом, в виде предоставления дополнительных прав или освобождения от определенных обязанностей (охрана труда и здоровья женщины, правовая защита, материальная поддержка материнства и детства и др.).
Законодательно закрепленные льготы обеспечивают равенство в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам); поощрение граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих, для воинов-интернационалистов и т.д.); выступают в качестве компенсации за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в условиях Крайнего Севера и т.д.); стимулируют общественно полезные виды деятельности.
Возможность граждан реализовывать их права и исполнять обязанности связывается с понятием дееспособности.
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и исполнять обязанности, нести ответственность. В полном объеме она наступает с 18 лет. В возрасте 14-17 лет за гражданами по общему правилу признается ограниченная дееспособность (можно заключать мелкие сделки, а крупные – с согласия родителей или лиц, их заменяющих), до 14 лег – незначительная дееспособность (малолетние могут самостоятельно совершать только мелкие покупки и т.п.) (ст. 21, 26–28 Гражданского кодекса).
Признание человека недееспособным (например, вследствие душевного заболевания) или ограниченно дееспособным (вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) производится судом (ст. 29, 30 Гражданского кодекса).
Начиная с 1992 г. в Российской Федерации произошли кардинальные изменения в становлении системы социального обслуживания, а значит и в разработке и практике применения регулирующих его нормативных правовых актов. При этом значение правового регулирования социальной работы не только не уменьшилось, но даже возросло.
Соответствующие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также федеральные законы от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" положили начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы.
Утвержденные вначале Правительством РФ, а затем Указом Президента РФ федеральные целевые программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с 1997 г. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В настоящее время основные задачи деятельности в сфере совершенствования социальной политики в пользу семьи и детства определяются Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1.06.2012 № 761. Этот принципиальный документ формирует приоритеты повышения эффективности и доступности услуг социального обслуживания, концентрируя внимание на создании условий для создания благоприятной и дружественной к детям социальной среды.
Государственным органам управления в субъектах РФ необходимо учитывать, что правовое обеспечение социального обслуживания должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой – упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта РФ, регламентирующих, прежде всего, систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, и в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение высококачественных социальных услуг с учетом национально-территориальных традиций, особенностей региона, уровня его социально-экономического развития.
В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих правовых норм и обеспечить работников социальных служб соответствующей правовой информацией. Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов "Организация социального обслуживания населения". В 1997 г. вышли "Сборник нормативных актов но вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей".
Что касается нормативных правовых актов, направленных непосредственно на регулирование процессов, проходящих в области социальной работы, то корректно говорить о принятии, по крайней мере, на федеральном уровне, двух типов документов: 1) законов как актов, обладающих высшей юридической силой (Конституция, кодексы, федеральные законы); 2) подзаконных актов (указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций федеральных министерств и ведомств).
Подобное разграничение можно провести в отношении документов, принятых и на региональном уровне.
В соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" были приняты постановления Правительства РФ от 25.11.1995 № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", от 15.04.1996 № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
Принципиальное значение имеет "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания". Содержащиеся в нем нормы имеют отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам, но и регламентируют социальное обслуживание различных категорий семей и детей. По сути данные нормы направлены на правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изменениями и дополнениями) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Данным нормативным актом регламентируется назначение и выплата следующих видов пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу но призыву.
Федеральным законом "О государственной социальной помощи" были не только установлены различные виды социальной помощи (в виде набора социальных услуг или в виде выплат), но также введено определение понятия "социальное пособие" (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ).
Право имеет общее социальное значение для становления системы социальной работы и играет обеспечительноорганизационную роль в функционировании социальных служб:
1) в обеспечении социальных гарантий, в развитии социального обслуживания по принципу перехода от минимальной необходимости к оптимальной достаточности;
2) в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных);
3) в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг;
4) в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информацией внутри системы социального обслуживания.