Теоретические идеи
Импрессионизм не был озабочен теоретическим обоснованием; в отличие от этого направления символизм искал себе теорию и не боялся казаться рациональным. Один из теоретиков символизма Жорж Ванор писал "Какой бы новой ни казалась теория литературного символизма, она существовала всегда". Ванор возводит эту теорию к святому Кириллу Александрийскому (Didier. 1986). Теория символизма предполагала все видимое, все сущее тайными знаками и шифрами вечных, вневременных идей. Искусство интуитивно постигает эти идеи, проникая сквозь внешние покровы явлений мира. Символистские художественные произведения передают эту таинственную метафизическую сущность вещей, не постигаемую разумом. Еще недавно господствовавший натурализм был не в состоянии решать подобные задачи.
Эстетику и поэтику французского символизма попытался разработать ученик Малларме Рене Гиль. Многие теоретические положения Гиля невнятны и не обладают ясным научным ОГЛАВЛЕНИЕм и статусом. Гиль определял художественное произведение как Творение художника, соперничающее с Божьим Творением, устремленным к Космическому бытию. Художественное произведение, по Гилю, символично, "ценностью для нас оно обладает лишь тогда, когда суггестивно прогнозирует законы, которые распространяются и объединяют Всеобщее существование мира" (Ghil. 1938. Р. 244).
Центр произведения располагается в душе художника и оттуда распространяется в современной среде. Гиль за буквами слышит звуки и видит сходства между "инструментами" букв и музыкальными инструментами (F, L, R, S, Z - "трубы, кларнеты, маленькие скрипки, гитары, арфы". Звуки соответствуют идеям. (Ghil. 233).
Категории эстетики, предложенные Гилем: Принципы, Законы, Синтез, Всеобщность, Единство, Множество.
Произведения символизма суггестивны и способны оказывать "внушающее" метафизическое воздействие самой музыкой стиха и многозначностью поэтического слова.
Символистская эстетика утверждала: "Искусство наших дней осознает свое превосходство над жизнью и природой" (Сологуб Ф. Лекция о поэзии "Искусство наших дней". 1915. С. 36).
Виднейший русский писатель и теоретик символизма Андрей Белый привнес в свою прозаический текст музыкальность. Это общая тенденция символизма - пронизать все - и поэзию, и прозу, и живопись - музыкой. "Музыка прежде всего" утверждал в своем программном стихотворении "Искусство поэзии" (1874) Верлен. Белый ощущал свою принадлежность к традиции музыкальной трактовки природы поэзии. Он писал: "В то время чувствовал пересечение в себе: стихов, прозы, философии, музыки... не случайно: форма моих первых опытов есть "Симфония" (Белый. 1990. С. 17).
Белый развивал и другие теоретические проблемы символизма. Так, бывший русский футурист и соратник В. Маяковского, уехавший в эмиграцию и ставший известным американским филологом, Роман Якобсон писал:
В 1910 г. один из ведущих русских поэтов-символистов, теоретик и знаток поэзии Андрей Белый выпустил книгу "Символизм", толстый том в 633 страницы большого формата. Около трети этой книги было посвящено исследованиям в области поэтики, главным образом ритмики. Автор полагал, что "ближайшая задача изысканий в области русской поэзии" - дать сравнительное определение ритма и метра и разграничить их роль в создании стиха (Якобсон. 1985. С. 239).
Социальные позиции
Символизм не приемлет существующую социальную действительность.
1905 год Мережковский воспринял в свете религиозных идей. Он считал, что для благотворного социального развития необходимо единение мистико-революционного с религиозно-революционной общественностью, другими словами, слияние интеллигенции и народа на религиозной основе. Эти идеи проповедует в своих произведениях ("Чертова кукла" и "Роман-царевич") и 3. Гиппиус.
Отношение к революции стало межой, отделявшей одно (прореволюционное) социальное крыло символистов от другого (антиреволюционного). В неотправленном письме Блока к Гиппиус 18 (31) мая 1918 г. поэт писал: нас разделил не только 1917 год, но даже 1905-й (Блок. 1962. С. 246). Находясь в эмиграции, Гиппиус резко выступала против советской власти.
Брюсов считал, что литература не должна непосредственно подчиняться общественности, религии или мистике.
Сюрреализм всматривается в переходные состояния общества и личности, обращает внимание на явления, ранее в искусстве не освещавшиеся, и на темные стороны человеческой личности.