Теоретическая и экспериментальная гипотезы

Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но могут быть установлены опытным путем, направляет построение любого исследования. Выполняется ли это исследование методом наблюдения или эксперимента — зависит от типа утверждения о психологической закономерности. Гипотезы, включающие утверждения каузального типа, проверяются только в экспериментальном исследовании.

Получаемые в исследовании эмпирические данные сами по себе не являются каузальными. И только взаимосвязь переходов между теоретической гипотезой и эмпирически загруженными гипотезами, а также логика установления экспериментального факта позволяют включать те или иные опытные данные в схему причинного вывода.

Владение нормативами экспериментального рассуждения предполагает не только этап выдвижения гипотез, но и умение ориентироваться в их системе: в соотношении теоретической и экспериментальной гипотез, экспериментальной и контргипотезы, гипотез эмпирически загруженных и статистических, исходных и "конкурирующих" объяснений.

Цель любого эксперимента — проверить исследовательскую, или "рабочую", по словам Б. Теплова, гипотезу, которая направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе "воздействие", детерминирующее изменения "зависимой переменной" (ЗП). Такое понимание соотношения рабочей гипотезы и собственно экспериментальной гипотезы фиксирует различие исторического и логического способов изложения результатов экспериментального исследования. То, что эксперимент может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось схем их психологических интерпретаций, и фиксируется в понятии рабочей гипотезы. Гипотеза как догадка о закономерности, лежащей в основе взаимосвязи НП и ЗП, может появиться и после получения результатов опытов. Однако при логическом способе построения отчета об экспериментальных данных последние рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился эксперимент. И тогда гипотеза является уже не просто догадкой, а утверждением о виде устанавливаемой зависимости и возможном ее объяснении.

Экспериментальная гипотеза (ЭГ) — это утверждение о виде отношения между НП и ЗП, интерпретируемое исходя из теоретической гипотезы или совокупности условий в экспериментальной модели. Это каузальная гипотеза, в которой НП рассматривается как причинно-действующий фактор.

Не во все гипотезы включаются уровни "дополнительных переменных" (ДП) и "гипотетические конструкты", которые будут раскрыты позже. Пока важно отметить, что ЭГ — это позитивное утверждение; ею не может быть высказывание об отсутствии связи или о том, что какой-то фактор не влияет на ЗП. Соответствующие высказывания могут быть контргипотезами (КГ). ЭГ и КГ — эмпирически загружены; конструкты, представляющие НП и ЗП в ЭГ, операционализированы (в средствах их измерения).

Итак, в теоретико-экспериментальном исследовании различаются формулировки психологической гипотезы на теоретическом уровне — теоретическая гипотеза (ТГ) и на эмпирическом, где следствия из ТГ конкретизированы в ЭГ с заданными НП, ЗП и предполагаемым видом отношения между ними. Рассматриваемые соотношения между уровнями ТГ и ЭГ предполагают экспликацию (выводимость) последней из ТГ, которая предполагает интерпретацию устанавливаемых каузальных закономерностей.

С одной стороны, каузальная гипотеза как догадка представлена утверждением "X воздействует на У так, что...", т.е. является описанием отношения между НП и ЗП (формулировка ЭГ). С другой стороны, это утверждение устанавливает законообразность, или причинный характер названного отношения, а значит, рассматривается как проявление истинности другого высказывания — ТГ. Для экспериментов с научными целями характерна направленность на проверку эмпирических гипотез ради пополнения теоретического знания; и в них ТГ обычно присутствует.

В случае экспериментов с практическими целями гипотетическое объяснение и теоретическая гипотеза могут не иметь места, но это не значит, что не должны быть сформулированы доводы о возможностях обобщения экспериментальных данных. Если целью организации экспериментов в практических целях является прогноз на реальные виды деятельности, ситуации и т.д., то обобщение, направленное в будущее, занимает свое место в выводах.

Итак, при логическом представлении экспериментальных данных, получаемых с научными целями, началом рассмотрения является не рабочая гипотеза, а теоретическая, благодаря которой — по принципу организации условного суждения "если..., то..." — эксплицируется экспериментальная гипотеза. Являясь утверждением о каузальной зависимости, ЭГ автоматически порождает высказывание, противопоставляющее ей противоположное утверждение (КГ).

Контргипотеза (КГ) — это гипотеза, отрицающая предполагаемую в ЭГ связь или противоположная ей но направленности.

Таким образом, в экспериментальном исследовании на основе получаемых данных всегда соотносятся две эмпирически загруженные гипотезы — ЭГ и КГ. Если условия опытной не позволяют предположить получение данных в пользу КГ, т.е. сформулировать опровержение ЭГ, то, значит, применяется неэкспериментальный метод. Формулирование ЭГ и КГ и определяет, в каких направлениях могут рассматриваться ожидаемые эмпирические данные; условия же эксперимента должны задавать возможность получения данных в пользу любой из них (и выбор той, которой они соответствуют).

ЭГ ставится в такие контролируемые условия проверки, чтобы равными были шансы получить данные как "за", так и "против" предполагаемой в ней эмпирической закономерности.

Таким образом, при планировании эксперимента подразумевается одновременно и проверка КГ — как отрицания предполагаемой каузальной зависимости, следующего из получения данных против исходной гипотезы. Полученные данные и должны рассматриваться в первую очередь под этим углом зрения — какая же из двух зависимостей установлена эмпирически (соответствующая ЭГ или КГ). Для выбора между ними необходимо учитывать результаты статистических решений, или статистических выводов. На их основе будет сделано утверждение о принятии или отвержении статистической нуль-гипотезы, что позволит вернуться к оценке психологических гипотез.

Кроме того, одна и та же эмпирическая закономерность может допускать разные причинные интерпретации, исходя из разных теоретических посылок или переосмысления "технических" условий проверки гипотезы. Эти другие объяснения носят название "третьей" (по отношению к ЭГ и КГ) конкурирующей гипотезы. Понятно, что этих "третьих" может быть более чем одна гипотеза. Однако статистически оцениваются шансы именно экспериментальной и контргипотез. Тот факт, что поле оцениваемых экспериментально гипотез и возможных других интерпретационных гипотез не тождественно, выступает в качестве одного из "парадоксов К. Поппера".