Теократическая доктрина политики и права Аврелия Августина
Признание императором Константином христианства в качестве государственной религии на Никейском соборе (325 г.) способствовало развитию притязаний католической церкви не только на абсолютную независимость от государства, но и на участие в реализации политической власти.
Противостояние светской (императорской) и духовной (церковной) власти происходило вплоть до XIV в. – до формирования абсолютных монархий.
Притязания католической церкви на политическую гегемонию нуждались в теоретическом обосновании, что и явилось основой формирования христианской доктрины политики и права.
У ее истоков стоял христианский теолог и философ Аврелий Августин (Августин Блаженный) (353–430).
В теократической теории Августина были сформулированы важнейшие догматы христианской Церкви, положенные в основу господствующего религиозного мировоззрения:
• примат Церкви над государством;
• верховенство религиозных норм над правовыми;
• примат Божественного Духа над материальными страстями.
Основы христианской политической доктрины Августин Блаженный изложил в работе "О Граде Божьем". Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события – взятия Рима готами в 410 г.: священный город пал потому, что Рим был Градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между "Градом Божьим" и "Градом Земным".
"Град Божий", высшим выражением которого является церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, "Град Земной" – грешники и дьяволы. Единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели. В концепции Августина заметно влияние предшествующих теорий: Платона о двух мирах – мире идей и мире вещей и высказываний Заратустры о борьбе двух начал – добра и зла в природе и обществе.
Учение о государстве. Согласно Августину, политические и государственные порядки коренятся в греховной природе человека. Греховность человека предопределена замыслом Бога – Творца, который наделяет человека свободной волей, т.е. способностью жить по-человечески, а не по-божьи. "Не тем человек сделался похожим на дьявола, – замечал Августин, – что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е.
по человеку... Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу"[1].
В соответствии с этим Августин выделяет два государства: "Божий Град" (церковь) и "Град Земной" (государство). Он отстаивает идею примата "Христианского государства" над "Земным градом". Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "она есть Царствие Небесное". Целью "Града Божьего" являются право, общая польза, истинная справедливость, мир и покой.
Государство, напротив, есть создание человеческое. "Град земной" имеет две цели:
1) поддерживать земной, временный порядок. Поддержание социального порядка осуществляется с помощью насилия и принуждения. По этой причине, по мнению Августина, "при отсутствии справедливости, что такое государство, как не большие разбойничьи шайки...";
2) служить Церкви, помогать небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять единство образа, мыслей и веры.
Земных царств у Августина также два, поскольку он делит человеческий род на два разряда людей: "Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя общностями людей, из которых одному предначертано вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом". Следовательно, Бог-творец может наделять людей свободной волей и предопределять их греховность, но от Него может исходить способность жить по-божьи, которая порождается божьей благодарностью и дается только избранным.
В соответствии с этим первый вид земного царства – это "общество нечестивых, организация насилия и разбоя, где царят несправедливость и грех". По мнению Августина, "граждан земного града рождает испорченная грехом природа".
Второй вид земного царства – это "христианские государства". Они выступают образцом "земного града". Августин замечал по поводу этих государств, что "государство лучше всего устроится и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог"[2]. В этом государстве существует частная собственность, рабы, бедные и богатые, поскольку все это сотворил Господь.
Учение о праве. Правовая доктрина Августина исходит из того, что право есть промысел Бога. Божественное право необходимо для того, чтобы ограничивать "свободную волю" и греховность человека, упорядочить взаимоотношения между людьми, закрепить существующий порядок, созданный Богом.
Наряду с божественным законом в форме догматов и заповедей католической церкви Августин не отрицал и позитивного закона, установленного правителем. Однако он подчеркивал примат божественного закона над светским.