Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность страны
В современный период теневая экономика составляет немаловажный сектор любой рыночной экономики. Она заметно влияет на функционирование всей национальной экономики и занимает заметное место в производстве ВВП. Оптимизация объемов теневой экономики является важнейшей задачей на пути достижения стабильного развития мировой экономической системы и повышения уровня ее экономической безопасности.
Теневая экономика является фактором, отрицательно влияющим на уровень экономической безопасности государства, общества и личности. Оптимизация объема теневой экономики в качестве меры комплексной политики ведет к росту уровня экономической безопасности на всех уровнях.
Процветающая теневая экономика делает официальную статистику (по безработице, официальной рабочей силе, доходам, потреблению) ненадежной. Меры политики и программы, построенные на основе ненадежных статистических данных, могут оказаться нецелесообразными и неэффективными.
Современная Россия находится на этане подъема политической и экономической мощи, и даже в условиях глобального экономического кризиса демонстрирует нацеленность на дальнейшее развитие и укрепление экономики. Наша страна на данном этапе является сильнейшей по политическим и экономическим показателям в регионе, региональным лидером, что ставит перед правительством новые задачи, от решения которых в большей степени зависит будущее России.
К наиболее важным эффектам теневой экономики следует отнести сокращение бюджетных доходов и коррупцию, которая неизбежно сопровождает теневую экономическую деятельность. Коррупция является мощным фактором, сдерживающим экономический рост и генерирующим неэффективное использование ресурсов.
Поскольку процессы теневой экономики затронули в той или иной степени почти все отрасли экономики и бюджетной сферы, анализ накопленного теоретического и практического опыта и форм оптимизации ее объема через призму экономической безопасности представляется весьма актуальным.
Если посмотреть на историю рыночной экономики, которая началась относительно недавно – с XVII в., то ее эволюцию можно описать как расширение и захват рыночной философией, рыночными отношениями все более сильных позиций не только в производстве и обмене товарами – экономических отношениях, но и в других сферах деятельности общества. Это нашло отражение в колоссальном росте основной формы рыночных экономических отношений – юридическом контракте о купле-продаже и сопутствующем количественном и качественном росте формальных институтов, а именно правовых институтов и законодательств.
Невероятный рост за последние 25–30 лет теневой экономической деятельности в широком смысле слова, включая и чисто криминальные ее виды, свидетельствует, возможно, о начале обратной тенденции – все большая часть экономических отношений оказывается не охваченной законными рыночными отношениями, не укладывается в легальные рамки. Это указывает на институциональный кризис, на сбой всей системы рыночного производства. Можно говорить о провале всей философии рыночного либерализма, поскольку нелегальная и во многом криминальная экономика со всеми ее проявлениями (подпольной деятельностью, международной и национальной коррупцией, "налоговыми убежищами") является порождением самой этой философии. Увеличиваясь в объеме, теневой сектор криминализует всю экономику и стремится подчинить и поглотить ее.
Формальное и неформальное регулирование как критерий дифференциации экономической практики
Объекты регулирования государства и неформальных институтов в значительной степени совпадают. Реальная экономическая практика не распадается на ту, что подчинена исключительно формальным или неформальным институтам, а существует как сложный гибрид этих механизмов регулирования. В зависимости от соотношения двух регулятивных механизмов – формального и неформального – можно выделить четыре "зоны" экономической практики.
Зона 1 – теоретически выделяемая область хозяйствования, где формальное регулирование абсолютно, т.е. не корректируется неформальными нормами. Это возможно в случае "стерильно несоциализированных" субъектов, действующих в рамках полностью бюрократизированных организаций. На практике такая область отсутствует.
Зона 2 – экономическая деятельность, имеющая два режима регулирования – формальный и неформальный. При этом формальный механизм доминирует. Это означает, что неформальные институты также работают, но не противоречат формальным нормам (законам и контрактам), а лишь выступают дополнением их действия. В этом случае неформальные регуляторы заполняют ниши, не охваченные формальными правилами, или же действуют как социокультурная коррекция результатов формального регулирования. Эту область экономической практики принято называть экономикой легальной.
Зона 3 также имеет два режима регулирования. Однако в этом случае неформальные нормы составляют конкуренцию формальным правилам, подменяя и вытесняя их. Законы подменяются нормами обычного права, а вместо контракта действуют договоренности. Так, контракт с работниками подменяется устной договоренностью, а вместо иска в арбитражный суд обращаются к криминальным авторитетам. Однако формальные институты работают и здесь, но либо как средство достижения неформальных договоренностей, либо как дополнительное ограничение в выборе стратегии неформального поведения. Теневые договоренности, существующие на стыке интересов предпринимателя и чиновника, – типичный образец деятельности, имеющей два уровня регулирования – формальный и неформальный. Например, откатом оплачивается получение выгодного контракта. Откат – неформальный договорной регулятор деятельности. Но подписанный благодаря откату контракт – формальный документ, ответственность за выполнение которого обеспечена системой публичного права. Речь идет о развитии теневой практики при неукоснительном соблюдении формальных норм. Сущность теневых схем (при всем их разнообразии) состоит в согласовании формального и неформального механизмов регулирования экономической деятельности, в результате чего формальные институты используются в качестве средства реализации неформальных договоренностей.
В криминальной экономике, пусть в меньшей степени, также взаимодействуют формальные и неформальные институты. Так, при выборе криминальной стратегии учитывают тяжесть наказания, т.е. пытаются найти компромисс неформального способа обогащения и формальных санкций.
Зона 4 – зона безраздельного неформального регулирования экономики, где обычное право монополизирует регулятивную функцию ввиду отсутствия законодательных экономических норм. Под обычным правом понимается система устойчивых алгоритмов решения хозяйственных проблем, вырабатываемых самодеятельно на основе сложившихся традиций. Этот сегмент представляют нерыночные обмены домохозяйств (реципрокные отношения) и домашняя экономика.
Соответственно, значимость неформального регулирования различается в следующем диапазоне:
1) единственный регулятор (домашняя и реципрокная экономики);
2) доминирующий (теневая и криминальная экономики);
3) дополнительный (легальная, или так называемая формальная, экономика).
Отсюда следует вывод о том, что неверно определять неформальную экономику как область экономической практики, регулируемую исключительно неформальными институтами. Это справедливо при прочих равных условиях лишь для домашней экономики и сетевых обменов домохозяйств, что составляет лишь часть сферы неформальной экономики. Более точно определять неформальную экономику как область экономической практики, где неформальные институты являются либо единственным, либо доминирующим механизмом регулирования (в терминах вышеприведенной схемы – совокупность 3-й и 4-й зон).
Итак, основываясь на проведенном анализе институционального регулирования секторов экономики, делаем вывод о том, что теневая экономика является сегментом неформальной, а также имеет два режима регулирования – формальный и неформальный, причем неформальные институты доминируют.
В табл. 3.10 представлены результаты сравнительного анализа сегментов неформальной экономики.
Каждый сегмент неформальной экономики – экономику теневую, криминальную, реципрокную или домашнюю – правомерно рассматривать как самостоятельный объект анализа. Однако не менее важным является изучение взаимосвязи этих сфер в контексте общей проблематики неформального регулирования.
Таблица 3.10
Сравнение сегментов неформальной экономики
Критерий сравнения |
Сегменты неформальной экономики |
|||
теневая |
криминальная |
общинная |
домашняя |
|
Структурная основа |
Фирма |
Преступное сообщество |
Сообщество домохозяйств |
Домохозяйство |
Тип связей |
Деловые сети |
Мафиозноклановые связи |
Родственные и дружеские сети |
Внутренняя замкнутость |
Вид капитала |
Административный |
Криминальный |
Социальный |
Культурный |
Целевая функция |
Снижение транзакционных издержек |
Преодоление запрета на производство товаров и услуг |
Выживание сообща |
Производство для внутреннего потребления |
Основа неформальных договоренностей |
Рациональный баланс интересов бизнеса и власти |
Нормы преступного сообщества |
Нормы взаимности |
Тендерные нормы |
Сущность неформальных договоренностей |
Выгода |
Преступление |
Сетевое страхование |
Семейный уклад |
Механизм принуждения к соблюдению договоренностей |
Исключение из деловых сетей |
Криминальные разборки |
Социальная изоляция |
Стигматизация отклонения от тендерных паттернов |
Принуждение |
Экономическое |
Физическое |
Социальное |
Социальное |
Ориентация на доход |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Меры по сокращению неформальной экономики |
Снижение издержек подчинения закону, усиление механизма принуждения к законопослушанию |
Жесткость наказания; конкурентные преимущества законных представителей данного бизнеса |
Рост роли государства и крупных собственников в решении социальных проблем |
Устранение дефицита благ, их ценовая доступность, диверсификация товаров и услуг |
Альтернативный процесс |
Легализация |
Ликвидация |
Атомизация |
Опубличивание частной сферы |
Участие населения |
Значительное |
Незначительное |
Тотальное |
Тотальное |
Большинство исследователей теневой экономики сталкиваются с трудностями при определении данного понятия. Подтверждением данному факту является разнообразие характеристик, используемых для определения теневой экономики: "подпольная", "параллельная", "криминальная", "нелегальная", "черная" и др. Следует отметить, что данные понятия не являются синонимами, поскольку разные авторы по-разному понимают ОГЛАВЛЕНИЕ данных терминов.
Теневая экономика включает все производство товаров и услуг, осуществляемое на рыночных условиях, которые сознательно скрываются от государственных органов во избежание:
1) уплаты подоходного налога, НДС или других налогов;
2) уплаты социальных налогов;
3) выполнения требований рынка труда (минимальная зарплата, предельный рабочий день, стандарты безопасности и т.д.);
4) выполнения требований соответствующих административных процедур, таких как заполнение статистической отчетности и других форм.