Тендерная политика в современной России
Отечественная и мировая история свидетельствует, что государство может быть призвано демократическим при условии, если все социальные слои общества обладают равным статусом; мужчины и женщины имеют равные права и равные условия для их реализации во всех сферах человеческой деятельности. Гендерная политика современной России направлена на достижение равенства мужчин и женщин в обществе, преодоление всех форм и проявлений дискриминации по признаку пола, создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной, личной жизни.
Цели тендерной политики: обеспечение развития человеческого потенциала, развитие демократии, содействие устойчивому развитию экономики, искоренение проявлений дискриминации по признаку пола.
К задачам тендерной политики относятся:
— укрепление института семьи (добровольный союз мужчин и женщин), являющегося фактором стабильности общества и обеспечивающего социокультурную преемственность поколений;
— поддержка материнства, отцовства и детства;
— ликвидация сложившейся тендерной асимметрии в отношении мужчин и женщин;
— гарантирование базового уровня качества жизни каждому гражданину;
— искоренение проявлений экономической дискриминации по признаку пола;
— обеспечение устойчивого саморазвития человеческого потенциала; достижение политического паритета в реализации равных нрав для мужчин и женщин.
Приоритетные направления современной тендерной политики в России:
— обеспечение организационных механизмов тендерной экспертизы и корректировки законодательства, проектов и программ социально-экономического развития страны;
— совершенствование правовых и институционных условий обеспечения равных прав и равных возможностей для их реализации мужчин и женщин в различных сферах деятельности;
— обеспечение развития тендерной статистики в Российской Федерации;
— организация тендерного просвещения с помощью СМИ; проведение тендерного мониторинга.
Тендерная политика современной России осуществляется с помощью национального механизма, направления которого таковы:
1) укрепление демократических институтов (тендерный мониторинг, контроль, управление соответствующих служб в федеральных, региональных, муниципальных органах всех ветвей власти, специализированных консультативных, экспертных советов и комиссий по тендерной политике);
2) введение обязательной тендерной экспертизы всех социально значимых планов и проектов (государственных, международных, региональных, муниципальных);
3) развитие тендерной статистики, отслеживающей тендерные изменения во всех сферах деятельности;
4) повышение уровня представительства женщин в органах всех ветвей власти на уровне принятия решений;
5) разработка и осуществление федеральных, региональных, муниципальных программ но преодолению феминизации бедности;
6) социальное партнерство государства и институтов гражданского общества по проведению тендерного контроля во всех сферах деятельности;
7) принятие эффективных мер по поддержке тендерного саморазвития, основанного на индексе человеческого, рекомендованного Программой развития ООН;
8) использование в процессе стратегического планирования прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень тендерного равенства;
9) выделение финансовых и иных ресурсов на образование и профессиональную подготовку в целях самореализации для женщин и мужчин на национальном уровне.
Инструментом формирования тендерной политики современной России является гендерная стратегия, призванная обеспечивать координацию усилий государственной власти всех уровней с институтами гражданского общества, в том числе и с неправительственными организациями, деятельность которых связана с недопущением различных форм дискриминации по признаку пола, реализацией социально значимых программ, защитой прав человека, семьи, материнства, отцовства и детства.
Цели стратегии: определение системы требований и критериев, отражающих представления о тендерном равенстве; определение перспективы развития социального партнерства в контексте тендерной демократии; повышение уровня тендерной культуры российского общества.
Стратегия тендерной политики основывается па международных критериях и нормах, определенных современным сообществом и современной Россией; ориентируется па необходимость проведения тендерной политики регулирования социального положения мужчин и женщин и ликвидацию всех форм дискриминации между ними; обеспечивает соблюдение принципа партнерства между полами во всех сферах общественной деятельности; активизирует механизмы социального партнерства государства и гражданского общества.
Россия относится к государствам, взявшим на себя обязательства по выполнению международных рекомендаций осуществления тендерной политики, чему во многом способствует демократизация российского общества и вовлеченность все большего числа граждан Российской Федерации обоего пола в общественно-политический процесс.
СССР был одним из первых государств, реализовавших равенство мужчин и женщин (Конституции РСФСР 1918, 1924 гг.). Однако в 1991 г. достижения в области равноправия полов были преданы забвению, и процесс ликвидации дискриминации по признаку пола пришлось начинать сначала.
Начало этому послужило принятие в 1993 т. Конституции РФ, в которой было записано (ст. 19): "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Улучшению положения женщин призваны были способствовать:
— Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", подчеркивающий необходимость обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов власти и общественных организаций;
— Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6, определяющая общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин, нацеленные на реализацию принципа равных прав и свобод, создание равных возможностей для женщин и мужчин";
— Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 "О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", направленный на усиление значения роли женщин в социальном и экономическом развитии страны в целях содействия реализации решении IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.) и проведения согласованной государственной политики по улучшению положения женщин;
— Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указывающий на необходимость усиления участия женщин па уровне принятия решения, Указом Президента РФ от 26 ноября 2001 г. № 1360 признан утратившим силу;
— постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 ноября 1997 г. № 1929-П ГД "Концепция законотворческой деятельности по обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин", в которой особое внимание уделено проблемам правового статуса женщин, вопросам обеспечения равноправия в различных сферах (представительство мужчин и женщин в органах власти, социально-трудовые отношения, охрана репродуктивного здоровья, предотвращение насилия в отношении женщин, государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин);
— постановление Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 т.", распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 855-р, утвердившее "Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001—2005 гг.", которые определили направления работы органов государственной власти, соответствующих ведомств по улучшению положения женщин во всех сферах деятельности, среди них:
— реализация решений Пекинской конференции;
— внесение изменений в трудовое законодательство;
— подготовка информационно-аналитических материалов о положении женщин на рынке труда;
— обеспечение объективного освещения в средствах массовой информации хода выполнения в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.
Немаловажное значение для повышения роли женщин в современном обществе имело принятие Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95 "О политических партиях", который декларировал, что "политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления".
Особое значение для усиления роли женщин имело принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которому государство оказывает поддержку семьям с детьми путем предоставления им материнского (семейного капитала). Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции (в 2014 г. материнский капитал составит 429 408 руб.). Материнский капитал может быть использован:
- на улучшение жилищных условий (покупка дома, квартиры, строительство дома, реконструкцию дома);
— получение детьми образования, на формирование накопительной части пенсии матери.
На получение материнского капитала имеют право:
— женщины, родившие (усыновившие) второго, последующего ребенка;
— мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго или последующего ребенка;
— отец (усыновитель) второго или последующего ребенка, если мать (усыновительница) ребенка утратила право на капитал;
— непосредственно сам ребенок, если его родители (усыновители) утратили право на получение капитала.
Для получения материнского капитала необходимо: наличие российского гражданства, сроки рождения/усыновления.
Важнейшим механизмом реализации тендерной ноли-тики явилось создание на уровне институтов власти и гражданского общества структур, способствующих реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин:
— в 1993 г. в Государственной Думе первого созыва был создан Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. За 20 лет Комитет (шесть созывов Государственной Думы Федерального Собрания РФ) разработал и принял сотни законов, касающихся улучшения прав женщин, детей, материнства, отцовства и детства, среди них Семейный кодекс РФ, рассмотрен в первом чтении Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав, свобод и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами в Российской Федерации", призванного закрепить меры по реализации государственной тендерной политики, которая должна включать направления: формирование и совершенствование правовой базы, способствующей тендерному равенству, проведение системной экспертизы принимаемых правовых актов, принятие и реализация программ, целью которых является устранение дискриминации по признаку пола, пропаганда культуры тендерной политики, защита граждан от информации, разрушающей тендерное равновесие;
— Указом Президента РФ от 15 ноября 1993 т. № 1908 была создана Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ (упразднена Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1604);
— постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 599 (утратило силу по состоянию на 25 сентября 2006 г.) была создана Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин, преобразованная постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 504 в Комиссию по вопросам улучшения положения женщин (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26 июля 2004 г. № 380);
— в Министерстве труда и социального развития РФ был создан соответствующий Департамент по делам женщин, семьи и детей, и работал постоянно действующий круглый стол неправительственных женских организаций;
— при председателе Совета Федерации была создана Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
— в июне 2006 г. была создана Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации, в которую вошли представители соответствующих министерств и ведомств РФ, общественных организаций.
Дальнейшее развитие тендерной стратегии современной России связано, с одной стороны, с социально-экономическими преобразованиями, переходом к рыночным отношениям, преодолением финансово-экономического кризиса, а с другой, с укреплением единства российской нации, социальной сплоченностью общества. Решению данных проблем призваны способствовать следующие программные документы.
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, целями которой являются:
— стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142—143 млн человек, создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек;
— повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет.
Реализация Концепции предусматривает решение следующих задач:
— сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
— сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в два раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, .здоровья детей и подростков;
— сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
— повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
— укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Огромная роль в реализации Концепции принадлежит женщине. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. отмечена положительной тенденция демографической динамики: "Рождаемость превысила смертность почти в половине субъектов Российской Федерации. Причем во всех регионах Урала и Сибири, в большинстве регионов Поволжья и Дальнего Востока она опережает среднероссийские показатели".
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью которой является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в.:
- в 2015—2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, запять значимое место (5—10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг;
— уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. должны достичь показателей, характерных для развитых экономик, что предусматривает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования, здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, экологической безопасности;
— снижение малообеспеченной части населения до 15% в 2020 г., увеличение среднего класса до более половины населения;
- решение к 2015 г. проблемы беспризорности;
— повышение среднего размера (рудовых пенсий по старости к 2016—2020 гг. до 2,5—3 прожиточных минимумов пенсионера.
Концепция предусматривает активное участие женщин в процессах модернизации, охватившей все сферы государственной и общественной деятельности.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы, целью которой является достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012—2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
Огромная роль в реализации Национальной стратегии принадлежит женщине, от которой во многом зависит не только здоровье ребенка, но и его духовно-нравственное воспитание, осознание гражданственности, патриотизма, принадлежности к государству Российская Федерация.
4. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., целями которой являются: обеспечение интересов государства, общества, гражданина; укрепление государственного единства, целостности России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов; сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России. Приоритетными направлениями Стратегии призваны: сохранение, развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (государственная поддержка, защита культуры и языков народов РФ, взаимное уважение традиций и обычаев народов России); создание условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира, согласия; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.
5. Концепция федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России", целью которой является укрепление единства многонационального парода России (российской нации), Программа призвана обеспечить координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму.
В реализации Концепций предусмотрено активное участие женщин, которые с древнейших времен являются не только хранительницами института семьи и семейных ценностей, но и принимают активное участие в государственной и общественной деятельности, разрешении межэтнических и религиозных конфликтов, создавая условия для социальной сплоченности российской нации.
О повышении роли женщины в российском обществе свидетельствует увеличение числа женщин, занимающих высокие государственные должности, среди них: Матвиенко В. И. (Председатель Совета Федерации), Голодец О. Ю. (заместитель Председателя Правительства РФ), Петренко В. А. (Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике), Швецова Л. И. (заместитель Председателя Государственной Думы), Мизулина Е. Б. (председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей), Голикова Т. А. (председатель Счетной палаты РФ), Набиулина Э. С. (Председатель Центрального банка РФ), Орлова С. Ю. (губернатор Владимирской области) и др.
Мировой опыт показывает, что в условиях экономической нестабильности необходимо совершенствовать государственную систему социальной защиты наиболее уязвимых социальных групп населения. Стратегия государства, заинтересованного в своем суверенном будущем, должна включать принятие мер социально-экономической безопасности, гарантирующих безопасность всех граждан независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания.
Таким образом, политика государства оценивается не рыночными критериями, а в свете реализации вопросов социальной справедливости, тендерного равенства, что требует дополнительных инвестиций на макроэкономическом уровне.
Дальнейшее развитие тендерной стратегии современной России связано, прежде всего, с социально-экономическими преобразованиями, переходом к рыночным отношениям, преодолением финансово-экономического кризиса.
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях экономической нестабильности необходимо совершенствовать государственную систему социальной защиты наиболее уязвимых социальных групп населения. Стратегия государства, заинтересованного в своем суверенном будущем, должна включать принятие мер социально-экономической безопасности, гарантирующих безопасность всех граждан независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания.
Таким образом, экономическая политика государства оценивается не рыночными критериями, а в свете реализации вопросов социальной справедливости, тендерного равенства, что требует дополнительных инвестиций на макроэкономическом уровне. Социально справедливый бюджет может стать основой осуществления тендерного равенства, что связано с проблемой представительства женщин в органах всех ветвей власти на уровне принятия решений.
Перспективами развития тендерной политики должны стать, с одной стороны, реализация целей и задач, закрепленных в Конституции РФ, в ратифицированных Российской Федерацией важнейших международных документах, а с другой — подготовка предложений по перспективному плану законотворческой деятельности в области тендерной политики, проведение обязательной тендерной экспертизы во всех сферах деятельности, усиление пропаганды тендерного равенства.