Тенденции развития отечественной системы дополнительного образования
Гуманистическая направленность и богатый социально- педагогический потенциал современных учреждений дополнительного образования как институтов эффективной социализации детей и молодежи выражаются в следующих тенденциях развития отечественной СДО:
1. Специфика целевых установок и принципов деятельности. Одной из отличительных особенностей многих современных объединений в сфере дополнительного образования является специфика целеполагания. Приоритетным направлением в целевых установках многих учреждений становится решение социально-педагогических задач, первой среди которых является профилактика и коррекция асоциального поведения и социальной дезадаптированности. Смысл организуемой деятельности заключается не в достижении каких-либо конкретных результатов (победа в конкурсах или соревнованиях, получение каких-либо наград или дипломов, достижение высоких результатов в предметной деятельности и т.п.), а в том, чтобы заинтересовать детей, особенно подростков и молодых людей, привлечь их к участию в различных формах творческой деятельности. Иначе говоря, главное в дополнительном образовании детей и молодежи – не конкретный внешний результат. Все чаще основной результат определяется как свободное участие (основанное на свободном выборе вида и объема деятельности) растущих людей в деятельности, позитивно воздействующей на процесс их социальной адаптации, самоутверждения и самореализации, здоровье (физическое, психическое и духовное), самоопределение (личностное, социальное, профессиональное), общую и досуговую культуру и т.п.
Дети, подростки и молодые люди, посещающие образовательно-творческие объединения в учреждениях СДО, как правило, не испытывают какого-либо морально-психологического напряжения, связанного с внешними обязательствами. Каждый сам определяет смысл и меру своего участия в программной деятельности. Именно поэтому в учреждениях дополнительного образования практически всегда создается комфортная, креативно-коммуникативная среда, благоприятная для самоутверждения и самореализации, а следовательно, и для эффективного осуществления дальнейшего саморазвития. В учреждениях СДО создается атмосфера комфортности и уюта, социально-педагогическая ситуация успеха для каждого ребенка, подростка и молодого человека.
Например, в программе развития Тюменского областного центра дополнительного образования детей и молодежи обозначены три взаимообусловленных принципа, выражающих данную тенденцию: принцип приоритетности социально-педагогических задач, принцип приоритетности творчества в содержании осуществляемой деятельности и принцип развития коммуникативно-корпоративной среды. Стоит отметить, что во многом благодаря такому подходу к ранжированию целей подобные объединения нередко становятся победителями в конкурсах и соревнованиях различного рода и уровня. А дети, подростки и молодые люди, занимающиеся какой-либо конкретной деятельностью (вокал, хореография, декоративно-прикладное или техническое творчество, спорт, научно-исследовательская деятельность, социальное творчество и др.), достигают достаточно высоких результатов.
2. Ориентация на представителей всех возрастных групп. Учреждения СДО – это среда (территория) общения, в рамках которой созданы оптимальные условия для того, чтобы любой человек, независимо от возраста, ощущал себя комфортно во взаимоотношениях с миром и собой. Эта "средовость" особенно выражается в клубах по месту жительства и в объединениях клубного типа. Являясь членами разнообразных клубных сообществ, люди удовлетворяют здесь потребности в равноправном, творческом и, следовательно, конструктивном общении как с ровесниками, так и с представителями других возрастных групп. Клубные формы дают возможность каждому участнику проявить свою индивидуальность и творческую инициативу. Ощущение и осознание своей нужности и значимости, получаемое в клубном объединении, становится одним из наиболее ценных и необходимых факторов для разностороннего личностного и социального развития любого человека. Кроме того, очевидный профильный характер большинства объединений данной сферы также соответствует досуговым потребностям и интересам представителей практически любой возрастной группы.
Представленные особенности объективно способствуют укреплению и развитию межпоколенных связей, проблема кризиса и разрушения которых сегодня становится все более острой и препятствующей полноценной социализации подрастающего поколения. Большинство объединений в этой сфере являются разновозрастными. В них процесс передачи наиболее ценного и конструктивного опыта (чаще всего зафиксированного в коллективных традициях) от поколения к поколению осуществляется естественным путем. Младшие не только копируют образцы поведения старших, но и, творчески преобразуя их (опять же с участием старших), адаптируют к изменяющимся социальным условиям и индивидуальным особенностям. В свою очередь, старшие, осознавая свою ответственность за то, что младшие берут с них пример, стараются соответствовать и в действительности быть значимыми и яркими ориентирами для младших.
Наиболее известными примерами деятельности таких объединений являются:
– разновозрастной отряд "Каравелла" в Екатеринбурге (основатель отряда – известный детский писатель В. П. Крапивин);
– разновозрастной отряд "Надежда" Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа Москвы (руководитель отряда – кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Е. Б. Штейнберг);
– система инструкторского роста Центра внешкольной работы "Дзержинец" г. Тюмени (педагогический руководитель – почетный работник общего образования Российской Федерации Г. А. Нечаев).
История деятельности этих объединений насчитывает более чем сорокалетнюю историю, на их материале защищены кандидатские и докторские диссертации, написано много научных, публицистических и художественных книг. Тысячи детей, подростков, молодых людей и взрослых получили здесь ценный опыт личностного, коллективного и социального творчества.
3. Использование эффективных и малозатратных форм деятельности. В современных социально-экономических условиях, когда многим учреждениям приходится порою просто выживать в ситуациях острого дефицита финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации программной деятельности, особенно актуальным становится вопрос о применении малозатратных, но при этом педагогически и социально эффективных форм. Среди наиболее оптимальных (имеется в виду оптимальность в соотношении малозатратности и эффективности) можно выделить следующие формы:
а) социальное волонтерство. Для работы в качестве волонтеров в учреждениях СДО все чаще привлекаются студенты педагогических и иных вузов и колледжей. Именно в условиях клубов и клубных объединений зачастую реализуются программы деятельности молодежных педагогических отрядов, волонтерских объединений различного профиля и расширение спектра их деятельности. Целесообразно организованная волонтерская работа молодых людей в качестве помощников педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов и методистов позволяет во многом нейтрализовать кадровый кризис в сфере дополнительного образования нс только в оперативном режиме, но и в перспективе (осуществляется своего рода воспроизводство педагогических, методических и управленческих кадров);
б) клубы общения, которые вносят очень важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности каждого подростка и молодого человека, являющегося членом какого-либо объединения. Периодически повторяющиеся встречи становятся благотворным фактором, способным снимать эмоциональное напряжение, непременно сопровождающее сегодня практически каждого человека. Подростки и молодые люди получают удовольствие от самого процесса общения, которое представляет собой форму рекреации, ведь чаще всего восприятие человека человеком в условиях любого объединения в сфере дополнительного образования протекает на благоприятном эмоциональном фоне, так как люди приходят сюда с целью заняться любимым делом, отдохнуть, развлечься. Организация клубов общения не требует каких-либо значительных финансовых вложений. По большому счету, для организации такой формы не требуется ничего, кроме некоторого минимального количества инвентаря (бумага, ручки, карандаши, гитара), наличия интересного и увлеченного своей работой руководителя клуба и небольшого помещения. Как правило, это помещения, задействованные в дневное время, но пустующие вечерами (вечер – наиболее оптимальное время для проведения встреч и занятий в клубах общения);
в) консультационные пункты. Одна из основных потребностей, испытываемых современными детьми, подростками и молодыми людьми, – потребность в получении своевременной, полной и, главное, достоверной и объективной информации по актуальным для них вопросам. Такими вопросами могут быть возможности интересного и полезного времяпрепровождения, права и обязанности, психологические и физиологические особенности развития (а также связанные с ними трудности и соответственно пути и способы их профилактики и преодоления), трудоустройство и др. Вот почему одной из самых востребованных самими растущими людьми форм работы с ними сегодня являются разнообразные консультационные пункты.
Такие пункты организуются силами специально подготовленных специалистов и (или) социальных волонтеров определенного профиля (психологов, экономистов, юристов, валеологов, специалистов по организации досуга и др.), периодически, чаще всего вечерами, так как это самое удобное для детей, подростков и молодых людей время, привлекаемых в качестве совместителей. Это не требует вложения больших финансовых и материально-технических ресурсов. Опыт организации подобных консультационных пунктов в условиях учреждений дополнительного образования свидетельствует в пользу их эффективности и малозатратности.
4. Высокая мобильность. Эффективно работать учреждения СДО сегодня могут, только будучи способными к гибкому, вариативному, быстрому (незамедлительному) и адекватному (чуткому) реагированию на какие-либо изменения в социальной среде. Мобильность обусловлена высокой динамикой изменения и развития интересов, потребностей, возможностей детей, подростков и молодых людей, а также динамикой изменения отношений и приоритетов в подростковых и молодежных группах. Объединения в учреждениях СДО вообще не могут достаточно эффективно работать по каким-либо типовым программам. Каждое из них представляет собой некий неповторимый социальный организм, по отношению к которому практически неприемлемо безусловное принятие каких-либо организационноуправленческих и методических стандартов и стереотипов. Их неповторимость обусловлена в первую очередь запросами конкретной социальной среды, в рамках которой осуществляет свою деятельность конкретное учреждение.
Чуткая и незамедлительная реакция на происходящие в социальной среде события, явления и процессы выражается в оперативном привлечении традиционных (или чаще модифицированных), а также разработке новых методов и форм организации социально-педагогической работы. Кроме того, учреждения дополнительного образования не способны полноценно осуществлять свою программную деятельность, если систематически и планомерно не ведется выявление социального заказа и на основании полученных данных не проводится оперативная и точная коррекция программы деятельности объединения или учреждения в целом.
5. Оптимальный режим работы (вечернее время, выходные дни, лето). Режим работы учреждений дополнительного образования ориентирован на потребности и возможности социума. Основное количество детей, подростков и молодых людей свободны от обязательных дел (учеба, работа) в вечернее время, выходные, праздничные дни и летом (дополнительное образование – это образование без каникул). Парадокс заключается в том, что как раз в это время большинство образовательно-досуговых учреждений, за исключением досуговых заведений коммерческого типа, прекращает свою работу, становясь недоступными для подростков и молодежи. И только учреждения СДО продолжают свою работу в обозначенное время и, более того, даже активизируют свою деятельность: клубы общения и досугово-развивающие объединения в вечернее время, зоны свободного общения и различные досуговые мероприятия в праздничные и выходные дни, палаточные, приклубные лагеря и дворовые площадки в летний период. Подобный подход к организации дополнительного образования позволяет (кроме создания оптимальных условий для разностороннего развития личности) достаточно эффективно осуществлять профилактику асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде.
6. Открытость социуму (социальное партнерство). Учреждения дополнительного образования традиционно отличает их открытость социуму, которая выражается, например, в различных социально значимых акциях (благотворительные концерты, агитационно-просветительская деятельность, праздничные мероприятия для населения, сотрудничество с социально-реабилитационными центрами и другими учреждениями т.п.). Практически все учреждения в той или иной степени занимаются организацией и проведением массовых мероприятий для различных категорий населения. Гуманистическая направленность и социально-педагогический потенциал учреждений дополнительного образования определяются в первую очередь тем, что в них могут приходить все желающие (независимо от социального статуса, возраста, пола и др.). Они доступны для детей с различным интеллектуальным уровнем – одаренных и имеющих проблемы в развитии, детей-инвалидов и детей с отклонениями в поведении. Дети из разных слоев общества имеют возможность посещать эти учреждения, так как они оказывают довольно широкий спектр оздоровительных, образовательных, досуговых, информационных и других услуг на бесплатной и платной основе. Например, в Санкт-Петербурге в городском дворце творчества юных, в лабораториях, студиях, клубах, спортивных школах занимаются более 16 тыс. учащихся от 4 до 18 лет.