Тенденции развития детских и молодежных общественных объединений
В деятельности и развитии современных детских и молодежных общественных объединений и организаций можно выделить ряд тенденций:
1. Наряду с тенденцией к централизации детских объединений (структурирование их в организации федерального, регионального, местного значения) идет процесс дифференциации детских и молодежных общественных объединений по ряду параметров:
– городские и сельские;
– социальные и национальные;
– многопрофильные и однопрофильные;
– школьные и внешкольные.
Все это способствует естественному выбору цели и содержания деятельности детских объединений.
2. В сочетании с опытом работы детских объединений развивается инновационная проектно-прогнозируемая социальная деятельность, тренингово-игровые технологии конкретной целевой направленности (лидерской, экономической и др.).
3. Обозначилась тенденция преемственности двух путей становления детских объединений: снизу (от детей, взрослой общественности) и сверху (от государственных, частных, религиозных структур).
4. Как перспективную тенденцию можно выделить развитие авторских инновационных моделей детских общественных объединений социально-педагогической направленности, ориентированных на определенные группы детей (например, творчески одаренных; детей-инвалидов; детей групп риска и т.д.).
Позитивные тенденции, заслуживающие поддержки и закрепления в массовой практике:
– отход от "массового охвата" детскими общественными объединениями, организациями всех детей;
– рождение новых моделей создания детских объединений (под социальные проекты);
– социальные заказы государственных и частных структур, религиозных и других общественных организаций взрослых;
– конкретные программы отдельных объединений;
– включенность в работу детских общественных объединений различных групп взрослых;
– правовое общественно-государственное регулирование деятельности детских общественных объединений;
– объединение на принципе федерализма (не единая для всех организация, а структура, которая представляет интересы детства, конкретных объединений в государстве и обществе взрослых, систематически взаимодействует с ними);
– взаимодействие детских общественных и государственных образовательных структур на принципах партнерства, уважения, взаимообогащения и эффективной реализации специфического потенциала каждого субъекта в процессе развития личности ребенка, совершенствования педагогического мастерства взрослых, гуманизации системы образования в целом.
Негативными тенденциями в жизнедеятельности отечественного детского движения являются:
– ослабление внимания широкой взрослой общественности к детскому движению;
– разобщенность, замкнутость в себе молодежных и детских общественных объединений, их слабая деловая связь (в общих делах, социально значимых акциях);
– слабая включенность значительной части детских общественных объединений в реальную жизнь; уход в виртуально-игровой мир. Это приводит к тому, что дети учатся теоретически проектировать, а практически проекты не реализуют; в лагерях актива получают знания, умения лидеров, но не проявляют себя таковыми в объединениях своей школы, учреждениях дополнительного образования, по месту жительства.
Серьезными проблемами в развитии детского и молодежного общественного движения можно считать отсутствие единой методической службы, малочисленность большинства новых детских и молодежных общественных объединений, распад налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения их деятельности. Тревожит и проявляющаяся в отдельных регионах тенденция "отторжения" детских общественных объединений от системы образования. Преодолению перечисленных негативных моментов может способствовать более четкое определение роли и места детского движения в государственной и общественной жизни, а также реальных задач, выполнение которых детскими общественными объединениями консолидировало бы их с обществом взрослых.
Первопричиной трудностей, с которыми ежедневно сталкиваются детские общественные объединения, стало отсутствие реально действующих механизмов реализации Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (отсутствие стабильного финансирования, неясность статуса взрослых в детских объединениях). Для того чтобы закон заработал в полную силу, необходимо согласование управленческих и организационных усилий всех сторон. При этом стратегия должна заключаться в разработке и реализации тактических шагов на нескольких уровнях: государственных задач, общественных приоритетов, юридических гарантий, идеологической направленности, личностного интереса, ведомственной компетентности. В ряде территорий уже сегодня лидеры детских и молодежных общественных организаций и объединений заключают договора (соглашения) о взаимном сотрудничестве на региональном уровне, создают координирующий орган для взаимодействия с другими социальными институтами.
Наряду с активизацией деятельности детских и молодежных общественных организаций особую важность приобретают целенаправленная и эффективная работа над созданием привлекательного для общества имиджа общественных объединений, оказание разнообразной помощи лидерам создаваемых детских и молодежных организаций, разработка совместно с различными средствами массовой коммуникации вариантов очно-заочных акций, конкурсов, смотров, соревнований и т.п.
Создание детского или молодежного общественного объединения может идти двумя путями:
1) создание самостоятельного объединения;
2) создание объединения, входящего в состав уже действующей организации (например, первичная организация в составе районной (городской) организации, городская (районная) организация в составе областной организации).
Этапы образования объединения в обоих случаях одинаковы, но деятельность их в каждом конкретном случае будет различной.