Лекция 2. ТЕНДЕНЦИИ, РАЗНОВИДНОСТИ, ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В 90-е гг. прошедшего столетия наши так называемые капитаны экономики, руководимые американскими консультантами, пытались осуществить в России модель поступательного развития (иногда называемую либеральной), отражающую (теоретически) направление (тренд) научно-технического прогресса (НТП). К чему это привело, все ощутили на себе: системный кризис, который должен закончиться, когда экономика страны "возвратится" к уровню 1991 г. Такая модель развития приведена на рисунке 3 (на рисунке обозначено: Э - интегральный эффект; Т - время).
В идеальном случае (в начальный период реформ, когда подключены новые, свежие силы менеджмента) кривая практически совпадает с теоретическим направлением (экспоненциальный рост). Однако в действительности кривая развития быстро приходит к "насыщению", изгибается "под тяжестью" множества проблем в реальной экономике, и при реальных темпах развития за названный срок здесь можно получить увеличение ВВП примерно в 1,6 раза. Главная причина торможения - отсутствие здесь инновационной составляющей развития, обеспечивающей достаточный уровень конкурентоспособности на
Рисунок 3 - Модель поступательного развития
рынке. Описанная модель свойственна государствам и предприятиям, развивающимся только за счет имеющихся собственных резервов: полезных ископаемых, наработанного задела продукции, технологий, на старом оборудовании, старых рынках. Из долгосрочной практики мирового рынка ясно, что с такой стратегией очень трудно, скорее даже невозможно, а точнее, преждевременно вступление в ВТО.
Для того чтобы вступление в ВТО стало выгодно и стране, и предприятиям (обществу), необходимо укрепление российских предприятий на мировых рынках высокотехнологической продукции. А для этого, как следует из мирового опыта, необходимо переходить на модель инновационного развития. Такая модель изображена на рисунке 4.
Участок кривой длительностью Ток, называемый периодом окупаемости инвестиций (в инновационную программу развития), определяет отрезок времени, в течение которого предприятие (или государство) направляет все средства в инновационную программу, до полной компенсации суммы инвестиций полученной при этом прибылью. Если это осуществляется в состоянии кризиса, то прекращаются все социальные выплаты,
Рисунок 4 - Модель инновационного развития
повышение зарплат, пособий и т.п. Однако по завершении этого периода происходит крутой рост доходов, и прибыль (или ВВП) может многократно превысить уровень 100%. Это происходит благодаря тому, что на рынке осваивается новая, более конкурентоспособная продукция (или технология, услуга).
Таким образом, инновационные программы осуществлялись в послевоенных Германии и Японии, у которых, как известно, экономика была полностью разрушена. В Германии программу разработал и затем возглавил ее исполнение в качестве канцлера Людвиг Эрхард, прямо заявивший своему народу альтернативу: либо поступательное развитие на 50-60 лет, либо всем "затянуть пояса" на 10 лет. И народ согласился на второй вариант, хотя приходилось отказываться от многих социальных благ на весь этот период. В последующие 10 лет Л. Эрхард осуществил позитивные социальные реформы: повысил все выплаты, ограничил рост цен на основные продукты, обеспечил льготы для развития малого бизнеса и многое другое. Инновационная программа полностью себя оправдала: Германия достигла своего предвоенного уровня, а затем вышла на первое место в Европе.
То же "чудо" совершила Япония - страна, не имеющая основных полезных ископаемых, импортирующая их. За 20 лет
Япония не только восстановила предвоенный уровень развития, но и стала "нажимать на пятки" лидерам рынка, а в последующие годы некоторое время держала мировое первенство по ВВП и вышла в устойчивое лидерство по качеству высокотехнологичных товаров.
К сожалению, в период реформ в России достаточно часто сменялись премьер-министры, ведущие министры, депутаты, или даже целиком правительство. В этих условиях инновационная программа означала проведение "непопулярной политики", так как надо было народу предлагать фактически ухудшение условий жизни, а условия эти и так были для большинства на пределе (ситуация - аналогичная кризису на предприятии). Причем с каждым годом длительность требуемого периода окупаемости увеличивалась: если в 1990 г. говорили о 500 днях перехода к рынку, то к концу 90-х гг. для этого уже потребовалось бы 10-15 лет.
Однако у России есть уникальная возможность - осуществить инновационное развитие, избежав "провала" в кривой, т.е. без остановки социальных программ. Эта возможность может быть осуществлена благодаря, с одной стороны, прекрасной экономической конъюнктуре на нефтяном рынке, а с другой - стабилизации политических и внутриэкономических отношений в стране, готовностью ее к переходу на инновационное развитие, наработкой новых подходов, методов эффективного менеджмента.
Построение такой модели можно осуществить, если при одновременном наращивании освоения современных методов, подходов, концепций и приемов эффективного менеджмента, обеспечении инвестиционной "базы" за счет экспортных поставок нефти и газа, т.е. при усилении "поступательной" модели, параллельно разработать и осуществить инновационную программу развития, в первую очередь для высокотехнологических отраслей (обязательно включая энергетику), а затем для других отраслей промышленности, а также аграрного сектора. В результирующей кривой двух этих процессов практически отсутствует "непопулярный" период окупаемости инвестиций благодаря компенсационному влиянию двух моделей.
Такая комбинированная модель "компенсационного" поступательно-инновационного развития изображена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Комбинированная модель "компенсационного" развития: 1 - кривая модели поступательного развития; 2 - кривая модели инновационного развития; 3 - результирующая кривая "компенсационного" развития)
Однако совместимость этих двух процессов должна быть обеспечена тщательной проработкой стратегии каждого из них, детально по всем направлениям, учитывая все многообразие составляющих элементов и факторов. Например, инновационное развитие невозможно без правового фундамента: закона об инновациях, закона о венчурном инвестировании, нового законодательства в сфере патентного права (исключающего сегодняшние огромные потери государства в сфере промышленной интеллектуальной собственности), нового налогового законодательства и др. (подробнее см. главу 7).
Кроме того, подавляющее большинство российских предприятий требуют основательной реконструкции в части совершенствования технологий и оборудования, особенно оборудования по переработке и утилизации отходов - в соответствии с мировыми стандартами (раз уж мы вступили в ВТО).
Необходимо также реальное использование в отечественных организациях лучших достижений научного менеджмента. Например, давно назрело введение контроллинга как антикризисной системы и одновременно - системы повышения качества. Контроллинг следует вводить повсеместно: в организациях всех видов деятельности. А для этого необходимы соответствующие законодательные акты. Наивно полагать, что комбинированная модель сложится сама собой. Для этого нужна не только четкая программа действий, но и основательная реструктуризация всей действующей системы управления для адекватности ее инновационным процессам. Создание адекватной системы менеджмента, обеспечивающей действительную оптимизацию всех имеющихся ресурсов, позволит существенно поднять эффективность экономики, скомпенсировав затраты на инновационное развитие. Комбинированная модель поступательно-инновационного развития экономики - один из наиболее реальных путей к процветанию страны. Такая же модель может быть использована для ликвидации кризисной ситуации на любом предприятии.