Тенденции и проблемы развития рынка логистических услуг
В развитии мирового рынка логистических услуг можно выделить ряд тенденций. Во-первых, это тенденция глобализации деятельности логистических операторов, появившаяся в ответ на ужесточение требований владельцев товаров к логистическим компаниям. В результате оказываются более привлекательными поставщиками логистических услуг такие провайдеры, которые имеют более широкое (в географическом аспекте) поле деятельности, вплоть до глобальной зоны действия.
Во-вторых, следует отметить тенденцию консолидации деятельности логистических провайдеров, формами которой можно назвать различные модели слияния, поглощения, сотрудничества. Данная тенденция вызвана в том числе и предыдущей тенденцией глобализации, так как операторы вынуждены увеличивать ассортимент предоставляемых услуг, расширять территорию охвата логистических операций, а это трудно сделать оператору самостоятельно, в одиночку, поэтому востребованными становятся различные формы совместной деятельности.
Наиболее распространена данная тенденция консолидации и укрупнения логистических компаний в сфере контейнерных перевозок: на рынке представлены крупные судоходные компании и компании но перевалке контейнеров в морских портах (например, в порту Санкт-Петербурга это "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и др.).
Слияния и поглощения позволяют логистическим компаниям диверсифицировать свою деятельность по разным рынкам. Более крупная и мощная компания получает шанс стать лидером на глобальном или региональном рынке, становясь частью развитой международной диверсифицированной логистической сети, участие в которой может стать конкурентным преимуществом на глобальном логистическом рынке как в настоящее время, так и в будущих периодах.
Следует отметить, что тенденция слияния и поглощения получила распространение и на российском рынке логистических услуг. Компании, являющиеся мировыми лидерами, выходя на развивающиеся рынки, получают от поглощения местных компаний определенные выгоды: во-первых, экономят на инвестициях, поскольку совместная деятельность, слияния и поглощения намного дешевле создания собственной инфраструктуры; во-вторых, имеют возможность опередить конкурента, так как приобретение экономит время вхождения на региональный рынок. В регионах находится более 70% общего числа клиентов-потребителей, что делает сферу региональной логистики достаточно привлекательной.
Несмотря на то что основные тенденции аутсорсинга в сфере логистики в Российской Федерации соответствуют европейским, в целом наблюдается отставание сектора контрактной логистики в нашей стране. Отечественный рынок логистических услуг находится в стадии становления. На рис. 3.4 приведено распределение ответов представителей разных компаний на вопрос о состоянии рынка логистических услуг. Большая часть респондентов (41,86%) ответили, что рынок логистических услуг в пашей стране постепенно складывается. Ни один из опрошенных не ответил, что рынок контрактной логистики в пашей стране полностью сложился. Практически
Рис. 3.4. Оценка рынка логистических услуг
каждый пятый ответил, что рынка логистических услуг в России нет. На наш взгляд, это достаточно частый ответ.
Качеством услуг ЗРL-провайдеров не удовлетворены 58,13% общего числа этих же респондентов, что говорит о низком уровне развития рынка.
Можно назвать несколько причин отставания российского рынка логистических услуг от мирового уровня. Отечественные предприятия еще до недавнего времени имели значительный потенциал снижения затрат, непосредственно связанных с производством или распределением (сбытом), при этом многие из них не хотели менять свои технологические и логистические цепочки, поставщиков и покупателей своей продукции. В условиях чреды экономических кризисов такой потенциал значительно ослабел, что создало благоприятные условия для аутсорсинга логистических видов деятельности и развития рынка логистических услуг.
Следует также отметить, что во многих компаниях сформировался стереотип, в соответствии с которым логистических операторов воспринимают исключительно как более дешевую альтернативу выполнению логистических операций усилиями собственной логистики. Такие предприятия, естественно, не стремятся к партнерским отношениям, боятся допустить логистического посредника к коммерческой информации, и многие, возможно, неправильно оценивают преимущества аутсорсинга в сфере логистики. Многолетняя мировая практика аутсорсинга в сфере логистики показывает, что обращение к логистическим посредникам обеспечивает:
• лучшее отслеживание рынка и запросов потребителей;
• повышение качества обслуживания потребителей;
• снижение операционных логистических затрат;
• упрощение процедуры оценки эффективности логистики;
• повышение гибкости и степени адаптации предприятия к различным изменениям во внешней среде;
• возможность оптимизации логистических решений в закупках и распределении (в том числе в периоды сезонного изменения спроса);
• достижение эффекта синергии;
• расширение доступа к передовым логистическим технологиям;
• сокращение продолжительности логистического цикла;
• снижение логистических рисков;
• компенсацию недостатка знаний и опыта у компании в области логистики.
По мнению экспертов, компании, привлекающие логистических провайдеров уровня ЗРЬ, могут снизить затраты на управление запасами от 15 до 30%. Многие компании заметили, что благодаря аутсорсингу удалось снизить логистические затраты на 8,2%, стоимость логистических активов (кроме запасов) — на 15,6%, общий объем запасов — на 5,3%, среднюю продолжительность цикла заказа продукции удалось уменьшить с 10,7 до 8,4 дня[1].
Современные тенденции развития рынка логистических услуг, преимущества аутсорсинга логистических видов деятельности при решении задач оптимизации затрат в цепях поставок и других параметров обслуживания, сложная конкурентная ситуация на рынке логистики в России обусловливают необходимость решения проблемы стратегического развития российских логистических операторов с целью обеспечения конкурентоспособности.