Лекция Маркеса
Тема Маркеса - народ и история. Произведения Маркеса сотканы из настоящего и прошлого; время - текуче. Дождь в романе "Сто лет одиночества" бесконечно затяжной и погружает героев в сонное и выморочное состояние. Ход истории надолго останавливается.
Роман "Сто лет одиночества" - история шести поколений рода Буэндиа, завершающаяся гибелью последнего представителя этого рода. Роман - традиционная современная семейная хроника и столетняя история городка Макондо (тем самым и история провинциальной Колумбии), и отражение особенностей бытия Латинской Америки, и история индивидуалистического сознания - мировоззренческой доминанты героев произведения. Все эти аспекты повествования взаимодействуют в романе Маркеса. Действие романа начинается в 30-е годы XIX в. и охватывает столетнюю историю развития городка Макондо, Колумбии, Латинской Америки, человечества.
Раблезианство
"Сто лет одиночества", по словам Маркеса, "начисто лишена серьезности". Это говорится о книге, вторгающейся в проблемы сути бытия, и речь идет об официозной, догматической серьезности. Ее-то и отвергает Маркес. И это есть свойство магического реализма раскрывать бытие мира через вымысел и "несерьезность", уходя от канона и официоза. Это раблезианская несерьезность, погружение в многовековую народную смеховую культуру.
История, политика предстают в романе в свете раблезианского карнавального смеха, позволяющего, по словам Маркеса, "вывернуть действительность наизнанку, чтобы разглядеть, какова она с обратной стороны". Раблезианский смех Маркеса
...вовсе не тождественен своему предку - это смех современной эпохи, отвечающий нынешнему состоянию мира. Если некогда в Европе народный смех питал собою ренессансное мироощущение, объективно способствовавшее торжеству буржуазных порядков, ныне в Латинской Америке, ополчаясь против этих порядков, он подвергает переоценке и само ренессансное мироощущение. И если создатель "Гаргантюа и Пантагрюэля" был веселым глашатаем и провозвестником целой исторической эры. то Гарсиа Маркес выступает веселым судьей и могильщиком этой эры.
Время в романе
Первое поколение героев романа, относящееся к началу XIX в., проникнуто ренессансным гедонизмом и авантюризмом. Затем в жизни следующих поколений семьи Буэндиа проявляются черты деградации. Время не восходит вверх, не движется ни линейно, ни по кругу (не возвращается на круги своя), а движется по свертывающейся спирали, история идет вспять, регрессирует. Игра со временем, проявление реальности через необычное движение времени - характерная особенность магического реализма.
Однако время не только движется по свертывающейся спирали, в некоторых районах художественной реальности время овеществляется и появляется "кусок неподвижного времени". Время в романе концентрируется, спрессовывается и, достигнув предельной плотности, взрывается, что приводит к катастрофе - гибели художественного мира, воплощенного в городке Макондо.
Главная мысль романа "Осень патриарха": вот какая судьба ждет людей, если они не возненавидят в себе рабов. В романе вновь идет игра со временем и с мифологической магической реальностью. Роман полон идеями добра и любви к людям.
Поток сознания уносит героя из настоящего в прошлое, и он вспоминает эпизод войны, когда легендарный английский герцог Мальбрук, который по преданию "в поход собрался", неожиданно и невесть откуда появляется в лагере среди солдат. Мальбрук одет в тигровую шкуру. Он человек из легенды, и сама легенда входит в реальную историю. И это одна из особенностей магического реализма. Этот Мальбрук появится и среди героев романа "Сто лет одиночества".