Телепередачи и сюжеты
Размещение информации на телевидении характеризуется широким охватом, сочетанием ярких визуальных возможностей и насыщенного звукового ряда. Телевидение признано сильнейшим инструментом воздействия, позволяет серьезно воздействовать на аудиторию. Часто информация, переданная с экранов телевизора, воспринимается аудиторией как единственно верная. ТВ-передачи и сюжеты могут быть разноплановыми и содержать в себе различные форматы - дебаты, презентации, экспертные интервью и т.п. Предполагают экспертные комментарии от лица компании.
Айдентика
Это совокупность визуальных, словесных и информационных констант, объединенных общей идеей и представляющих собой единство восприятия объекта (фирмы, торговой марки), его товаров, услуг. Набор графических форм, цветовых решений и принципов создания визуальной коммуникации позволяет сформировать в глазах потребителя узнаваемый образ компании, являющийся ключом к пониманию ее миссии, принципов деятельности и стратегии развития.
Айдентология - наука о принципах разработки и построения корпоративного индивидуального стиля.
Предварительный (начальный) этап создания фирменного стиля состоит в комплексе мероприятий, направленных на определение отличительных особенностей данного субъекта рынка, его позиции, основных моментов жизнедеятельности, ведущих качеств, которые необходимо донести до потенциального потребителя (клиента). Это позволяет разработать образ компании, максимально соответствующий особенностям ее деятельности, желаемому позиционированию и представлению в соответствующем сегменте рынка.
Выполняя функции эффективного маркетингового инструмента, фирменный (корпоративный) стиль является ведущим средством взаимодействия основной аудитории потребителей с торговой маркой. Для того чтобы указанное взаимодействие имело положительный результат, необходимо посредством графических, словесных и иных (видео, аудио) элементов:
o сформировать позитивный имидж компании;
o вызвать доверие потенциальных деловых партнеров и потребителей;
o выделить компанию (торговую марку) из основной массы конкурентов;
o способствовать повышению рекламного воздействия на целевую аудиторию.
Истинное предназначение фирменного индивидуального стиля, его важность и роль в процессе выполнения деятельности компании зачастую остаются непонятыми, недооцененными. Между тем формирование личного образа не является "данью моде". Это больше, чем графическая, звуковая или видеомодель. Включая идейные и философские аспекты, корпоративный стиль позволяет идентифицировать "торговое лицо", превратить безликую марку в узнаваемый бренд; поднять престиж; объединить все товары (услуги) фирмы под единым визуальным и смысловым решением, способствуя позитивному отношению, снижению затрат на рекламу.
Перед разработчиками и создателями фирменного стиля ставятся следующие имиджевые и бизнес-задачи:
o визуальное отображение сущности субъекта рынка и его деятельности;
o демонстрация индивидуальности компании в глазах партнеров, потенциальных конкурентов и целевой аудитории;
o представление отличий, особенностей, конкурентных преимуществ;
o формирование положительного отношения к компании (торговой марке) с помощью графических, цветовых, словесных приемов;
o мягкое воздействие на повышение спроса на товары (услуги) за счет оптимального сочетания маркетинговых и психологических инструментов стимулирования выбора.
Комплексная разработка фирменного стиля охватывает: нейминг, выбор основных шрифтов, цветов, создание логотипа, слогана, бланков основной деловой документации, прочес. Завершающим этапом является гайдлайн (подготовка брендбука) - специального издания с рекомендациями по использованию корпоративного образа.
Брендбук это руководство по применению и использованию фирменного стиля; печатное издание (как правило, формата А4), которое содержит в себе информацию о компании и правилах использования разработанного логотипа, фирменного стиля и т.д. Брендбук является главной книгой компании, он предназначается для работников, которые занимаются непосредственно продвижением бренда на рынке. Так как фирменный стиль предназначен для потребителей, то его основная задача - привлечь к себе внимание. A brand book регулирует такие вопросы, как размещение логотипа в печатных изданиях, на сувенирах, на фирменной одежде и т.д. Брендбук необходим как для банков, так и для магазинов. Брендбук банка составит небольшой пакет документов, а брендбук магазина, наоборот, включает в себя массу нюансов: фирменная одежда, бейджи, бланки ценников и т.д.
Важным разделом брендбука является юридическая часть, которая регламентирует авторские и смежные права, права на зарегистрированные торговые знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, встречающиеся в практике компании. В стандартные разделы brand book, имеющие отношение к фирменному стилю, включено:
o модульная сетка построения изобразительного фирменного знака, а также текстового фирменного знака;
o основные и дополнительные фирменные цвета;
o варианты применения логотипов;
o варианты применения фирменного блока;
o рекомендации по применению фирменного знака на носителях различного цвета;
o структура построения документации;
o фирменные шрифты.
Полный список элементов брендбука:
o введение;
o элементы брендбука (цвета, логотип, фирменный блок, шрифты);
o деловая документация (бланки, визитки, конверты, папка для документов и др.);
o имиджевая и сувенирная продукция (ежедневник, блокнот, визитница, пакет, бедж, наклейка, воблер, ценник, подставка под мелочь, одежда и униформа, флаги, посуда, зажигалка, ручка, пепельница, брелок, логотип - отражение на сотовом телефоне, телефонная пластиковая карта, дисконтная пластиковая карточка, изготовление дизайна сайта);
o рекомендации по корпоративному дизайну (наружная реклама, оформление интерьеров, оформление автотранспорта);
o библиотека изображений (фотографии, дизайн (ЗД-графика)).
Пример. Руководителем отдела маркетинга туристической компании "Библио Глобус" С. Семеновой был разработан бреидбук, исходя из миссии, целей и задач фирмы.
Миссия компании "Библио Глобус" - мы помогаем каждому человек}' реализовать право на качественный отдых в соответствии с его финансовыми возможностями.
Стратегическое видение компании. Лидер по производству и реализации туристических услуг в России, имеющий устойчивое финансовое положение, благоприятный имидж и надежную репутацию у партнеров и клиентов; максимально возможный ассортимент востребованных направлений.
Цель компании - завоевать неоспоримое лидерство на рынке туристических услуг Российской Федерации. Для этого необходимо способствовать развитию своих лучших кадров; достигать блестящих результатов в развитии партнерских отношений с поставщиками и в удовлетворении запросов клиентов; превосходить конкурентов по таким показателям, как оперативность, наличие, доступность, качество, активность маркетинговой деятельности; постоянно оптимизировать затраты на поставляемые нами услуги и при этом неуклонно помнить об ответственности за устойчивое развитие бизнеса перед клиентами.
Ценности: работать честно и выполнять все обещания; стремиться к совершенствованию, быть ведущими во всем, что бы мы ни делали; конкурировать справедливо и идти к победе как одна сплоченная команда; создавать возможности для полнейшей реализации потенциала своих сотрудников; проявлять открытость, честность, уважение к людям (табл. 10.7).
Таблица 10.7. Исследование реального имиджа компании в глазах потребителей
Приведем визуальные примеры различных составляющих брендбука.
Каталоги:
Правильно разработанный фирменный стиль, соответствующий данным требованиям, выполняет свое назначение, способствуя развитию компании, поднятию уровня продаж, росту прибыли. Он позволяет повысить рейтинг организации (марки) как в узком секторе экономики, так и в деловом мире.