Текущее планирование
Текущее планирование – это планирование, прежде всего, количественных характеристик будущего организации. В связи с этим оно должно соответствовать следующим требованиям:
• приоритетности (определения ключевых областей, от развития которых в первую очередь зависит развитие организации);
• конкретности и измеримости (что не отрицает и постановки качественных задач, которые, однако, должны играть вспомогательную роль);
• достижимости (несмотря на трудность реализуемых целей и решаемых задач);
• совместимости (более частных и более общих целей, а также целей "по вертикали" и "по горизонтали" организационной структуры);
• легитимности (поддержки персоналом).
Существует два основных подхода к процессу текущего планирования – централизованный и децентрализованный. Централизованное планирование – это планирование "сверху вниз". Это означает, что планы утверждаются высшим руководством и затем "спускаются" в подразделения и отделы[1]. В противоположность этому в случае децентрализованного планирования предложения по планированию подаются снизу вверх. При этом схемы подачи и согласования предложений могут быть различными: подчиненный может составить список предложений и передать его для редактирования непосредственному начальнику; подчиненный и начальник могут подготовить независимые списки и согласовать окончательный вариант и т.п.
В современной практике управления приоритет отдается децентрализованным методам планирования. Вместе с тем они требуют дополнительных усилий по согласованию целей по вертикали, диагонали и горизонтали, особенно между управленцами и исполнителями, решающими высоковзаимосвязанные задачи, но принадлежащими к разным подразделениям. Эта проблема решается различными способами налаживания взаимодействия и сотрудничества между подразделениями. Наиболее распространенным из таких способов является создание временных межподразделенческих групп планирования, а также постоянно действующих координационных комитетов и команд. Последние, с одной стороны, должны обладать конкретными полномочиями по принятию решений, их реализации, коррекции и оценке предпринятых действий, а с другой – иметь внутренние цели постоянного совершенствования своей деятельности, создания условий для творчества и экспериментирования, выработки критериев эффективности своей работы в целом и каждого участника в частности.
Современные содержательные особенности централизованного и децентрализованного подходов к планированию показаны в табл. 7.3. Из таблицы видно, что современные децентрализованные схемы планирования во многом служат решению задачи организации командной деятельности.
Таблица 73
Особенности централизованного и децентрализованного планирования
Централизованный подход |
Децентрализованный подход |
Приоритет формальных аспектов планирования и реализации планов |
Формальное планирование является результатом неформального осмысления проблем |
Акцент на целях и контроле их реализации |
Акцент на проблемах и способах их решения |
Отсутствие диагностической стратегии |
Наличие диагностической стратегии |
Акцент на улучшении деятельности исполнителей |
Акцент на улучшении командной деятельности |
Индивидуальная работа – индивидуальная ответственность |
Коллективная работа – коллективная ответственность |
Существуют алгоритмы децентрализованного планирования, в которых делаются попытки связать в единый процесс стратегическое и текущее планирование. Один из таких алгоритмов, разработанный на пересечении командного подхода и концепции "управления по целям", включает в себя десять этапов или фаз[2]:
1. Диагностика организационных проблем опросными методами.
2. Обсуждение проблем на всех организационных уровнях (каждый руководитель организует обсуждение с персоналом ближайшего уровня управления).
3. Определение организационных возможностей отделом планирования.
4. Определение стратегических целей высшими управленческими инстанциями.
5. Детализация целей в подразделениях.
6. Установление персональных целей, включая развитие и построение карьеры.
7. Взаимоувязка целей подразделений и целей организации.
8. Промежуточные доклады руководителей в установленные планами сроки о степени достижения целей, изменениях во внешней и внутренней средах и необходимости корректировки планов.
9. Подведение итогов реализации планов по схеме исполнитель-подразделение-организация.
10. Диагностика организационных проблем.
Такая модель организационного планирования, по мнению ее авторов, обеспечивает объективность оценок деятельности, создает позитивную атмосферу взаимного доверия, взаимной ответственности и партнерства в организации.