Тектоника
Тектоника является важнейшим элементом архитектурной композиции. Тектоникой называется конструктивное строение архитектурного сооружения, использованное в художественных целях. Сложение тектонической архитектурной формы происходит значительно позже, чем возникает конструкция. Тектоничной она становится в процессе художественного совершенствования.
Так, например, древнейшая стоечно-балочная система стала тектоиичной лишь в середине 1 тыс. до н.э. в зодчестве античной Греции при формировании системы ордеров (ордер (греч.) – порядок, строй). Ордерная система (рис. 14.19) четко разделила все части по их конструктивной функции, придав им соответствующую конструктивную форму. Основными элементами ордера являются вертикальный элемент – колонна и горизонтальный – антаблемент. Верхним завершением колонны является капитель. Внизу она имеет профилированное основание – базу (кроме дорического ордера). Антаблемент состоит из трех горизонтальных элементов. Это архитрав – несущая каменная балка, фриз – место расположения поперечных балок, выходящих торцами (триглифами) на фриз. Плоскости фриза между триглифами называются метопами. Часто фриз выполнял роль декоративного пояса, покрытого рельефным декором. Верхний горизонтальный элемент, вынесенный за плоскость фасада для организации водоотвода, называется карниз.
Рис. 14.19. Древнегреческие ордера:
а – дорический; б – ионический; в – коринфский
Ордерные системы – дорическая, ионическая и коринфская – являются законченными системами художественных форм, образно отражающими прочность, устойчивость и характер внутренних усилий в конструкции. Постепенное нарастание нагрузки к основанию колонны выявлено постепенным ее утолщением (энтазисом). Вертикальная направленность внутренних усилий подчеркивается канелюрами (бороздками) на теле колонны. В условиях яркого солнечного освещения колонна без канелюр выглядела бы плоской. Канелюры подчеркивают ее цилиндрическую форму. Основной конструктивный узел – стык колонны и антаблемента – пластически акцентирован капителью.
Знание тектоники особенно важно для инженеров-строителей, создающих конструкции зданий. Здание или сооружение может вызвать у человека ощущение тяжести, массивности или, наоборот, легкости, воздушности. Это хорошо прослеживается при анализе тектоники стеновых конструкций эпохи Возрождения и современных каркасных зданий (рис. 14.20).
Рис. 14.20. Тектоника несущей каменной стены (я – фрагмент фасада палаццо Питти, Флоренция, арх. Ф. Брунеллески, XV в.) и тектоника каркасного здания (б – офис фирмы "Сони" со стальным каркасом, Берлин, арх. X. Ян, 2000 г.)
В зависимости от замысла сооружение может вызвать ощущение статической уравновешенности или, наоборот, динамической устремленности. На рис. 14.21 показаны два современных здания аэровокзалов. Композиция первого воспринимается как уравновешенная, спокойная и в то же время достаточно легкая. Второе здание также состоит из трех объемов, перекрытых оболочками сложной формы. Своими динамичными конструктивными формами оно напоминает гигантскую птицу, приготовившуюся взлететь.
Рис. 14.21. Здания аэровокзалов:
а – со статически уравновешенными формами (в Сан-Луисе); б – с динамическими конструктивными формами (в Нью-Йорке)
Однако правильное отражение в архитектуре конструктивной структуры здания не следует понимать как обязательное во всех случаях "оголение" конструкции. Например, перронный зал станции Московского метрополитена "Кропоткинская" (рис. 14.22) перекрыт массивными конструкциями, поддерживаемыми двумя рядами столбов с грибовидными завершениями. При нахождении в зале не только не чувствуется тяжести лежащей сверху земли, но, наоборот, интерьер воспринимается как очень легкий и просторный. Это достигается светлой отделкой потолка, оригинальной формой колонн, в верхней части которых скрыты источники света, придающие потолку особую легкость. Вместе с тем конструктивное решение станции выражено правдиво, хорошо тектонически осмыслено.
Рис. 14.22. Станция метро "Кропоткинская" (Москва). Арх. А. Душкин. 1933–1935 гг.
Тектоника висячих систем задана выразительной формой несущих устоев и несущего контура. Применение висячих покрытий, особенно пространственных, способствует формированию не только интересной внешней объемной формы, но и необычной, наиболее экономичной композиции интерьера (рис. 14.23).
Рис. 14.23. Тектоника висячих систем. Токио. Олимпийский плавательный бассейн. Общий вид (а) и интерьер (б). Арх. К. Танге, инж. Е. Цубои