Лекция 3. ТЕКСТОЛОГИЯ
Комплексная цель
знать
• предметы и задачи текстологии как науки о закономерностях создания и функционирования научных, языковых, фольклорных, литературных текстов;
• сведения об истории текстологии в Европе и России на различных этапах ее развития;
уметь
• определять типологическую и авторскую принадлежность текста, его источники;
• составлять тематическую и проблемную научную библиографию;
владеть
• терминологией и научным аппаратом текстологии;
• навыками научной критики;
• расшифровкой текста и подготовкой текста к печати.
Предмет и задачи текстологии
Текстология – область филологической науки об истории текстов и принципах их издания; текстов, прежде всего, литературных и фольклорных, но также и научных, если были связаны с исследованием литературы, фольклора и языка. У рукописей, как и у книг, своя судьба, своя история. Текстология изучает рукописи, прижизненные и посмертные издания литературных произведений, дневников, записных книжек, писем, записи устного народного творчества.
В зависимости от объекта исследования различают отрасли текстологии: текстология античности, Средневековья (медиевистическая), фольклора, восточных литератур, литературы Нового времени, исторических и лингвистических источников. Такое разнообразие не мешает считать науку единой.
В системе филологических знаний текстология занимает вполне определенное и самостоятельное место. Она тесно связана с теорией и историей литературы, служит основой для литературоведения и исторического источниковедения.
"Текстология, в частности исследование и расшифровка черновых рукописей, – писал С. М. Бонди, – принадлежит к числу тех дисциплин, объединяемых собирательным понятием “литературоведение”, которые стоят ближе всего к тому, что мы называем точными науками. Выводы текстологических исследований менее всего могут быть произвольными и субъективными. Аргументация необходима строго логичная и научно убедительная"[1].
Текстология – это наука об истории текстов, она рассматривает тексты исторически. "Текстология анализирует текст не только в его пространственных измерениях и в окончательно сложившемся виде, но и во временном отношении, т.е. диахронически"[2]. История текста – его возникновение и развитие – связывает текстологию с философской категорией историзма.
Изучение истории памятника на всех этапах его существования дает представление о последовательности истории создания текста. В истории текста отражены закономерности художественного мышления автора, его личность и мировоззрение, индивидуальность и творческая воля.
Историю текста необходимо рассматривать и изучать как единое целое. Соотношение исторического и теоретического – важный принцип научной критики текста.
Практическое применение текстологии заключается в научном издании литературного памятника, основанном на предварительном всестороннем изучении истории его текста.
Споры, возникавшие много раз, о том, является ли текстология наукой или вспомогательной дисциплиной, имеют не только терминологический характер; они проясняют научный потенциал текстологического исследования и перспективы развития этой отрасли знаний. Правильный ответ на вопрос о значении текстологии заключается в анализе ее связей с филологической наукой. Вспомогательные дисциплины необходимы в научных изысканиях, однако они утрачивают свое значение и смысл, если теряют связь с наукой. Текстология же, как отмечал Η. Ф. Бельчиков, "определенно имеет научную основу, руководствуется научным методом, участвуя в решении вопросов, необходимых для развития литературоведческой мысли"[3].