От техпромфинплана к бюджетированию

Бюджетирование не является абсолютно новой системой для отечественной практики. В планово-административной экономике бывшего СССР использовалась система сметного планирования, особенно развитая в строительстве и промышленности, а также система внутрифирменного управления – внутрихозяйственный расчет, при помощи которого оценивалась эффективность деятельности структурных подразделений путем сопоставления фактических и плановых показателей.

Идея внутрихозяйственного расчета связана с развитием ленинского учения о хозяйственном расчете, которое сводилось к тому, что предприятия сами должны отвечать за безубыточность производства, вплоть до их закрытия. В начале 1960-х гг. хозрасчетным подразделениям делегировались определенные полномочия и устанавливалась ответственность за результаты деятельности. Организационно это выглядело так: хозрасчетным подразделениям выдавались наряд-заказы, где указывался размер допустимых расходов (аналог бюджетов центров ответственности), а затем по результатам деятельности составлялись месячные, нормативные и годовые отчеты, базирующиеся на внутренних ценах.

Внедрение идей внутрихозяйственного расчета в практику деятельности предприятий не увенчалось успехом, так как в условиях централизованно управляемой экономики предприятие являлось объектом государственного планового управления и поэтому лишь формально могло решать вопросы внутрифирменного управления. Более того, в ряде случаев хозяйственный расчет стал ширмой, которая должна была скрыть методы административно-командной экономики, придать им видимость экономической обоснованности и объективности.

При определенной схожести бюджетирования и внутрипроизводственного расчета между ними существуют принципиальные различия, предопределенные внешними экономическими отношениями, влияющими на принципы формирования, выбор методов и инструментов данных систем (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Сравнение внутрихозяйственного расчета и бюджетирования

Характеристика

Внутри хозяйственный расчет

Бюджетирование

Цель

Выполнение плана производства

Прибыль

Основа планирования

План производства, устанавливаемый цeнтрализованно

План продаж, разрабатываемый на основе рыночной конъюнктуры, стратегических целей

Механизм планирования

Сверху вниз

Сверху вниз, снизу вверх, комбинированный

Объекты планирования и учета

Отдельные производственные участки, выделяемые внесистемно

Центры ответственности (дохода, затрат, инвестиций, прибыли)

Охват

Локальный

Сквозной

Инструментарий

План, увязывающий показатели доходов и расходов только на уровне предприятия. Ответственность за выполнение показателя была распределена между разными руководителями (за количество отвечает один, за издержки – другой руководитель).

Смета – расчет предстоящих затрат, которые могут быть завышены, так как это "наметки"

Бюджет, показывающий доходы и расходы на любом уровне. Ответственность за выполнение определенного бюджета закреплена за одним руководителем центра ответственности

В условиях плановой экономики управление финансовой деятельностью предприятия осуществлялось на основе техпромфинплана, который представлял собой комплексный текущий (годовой) план производственной, технической и финансовой деятельности, а также социального развития коллектива социалистического промышленного предприятия (объединения), конкретизирующий показатели перспективного (пятилетнего) плана и предусматривающий выполнение государственных плановых заданий с наибольшей эффективностью.

Техпромфинплан разрабатывался по единым унифицированным формам и представлял собой совокупность взаимосвязанных разделов: основные показатели; план производства и реализации продукции; план повышения эффективности производства; плановые технико-экономические нормативы и нормы; план капитального строительства; план материально-технического снабжения; план по труду и заработной плате; план по себестоимости продукции; план по фондам экономического стимулирования; финансовый план предприятия.

В техпромфинплане приводилось подробное технико-экономическое обоснование финансовых показателей на основе детального расчета производственной программы по всей номенклатуре продукции с учетом объема заказов, потребностей в производственном оборудовании и мощностях, производственного цикла продукции, норм и нормативов для выпуска единицы продукции и т.д.

Однако финансовый план предприятия представлял собой только отчет о прибылях и убытках. Движение денежных потоков на предприятии не планировалось, так как управление финансами в плановой экономике представляло собой финансово-кредитный механизм как часть хозяйственного механизма государства. Его основой служила централизованная система планирования, форм, методов, условий финансирования и кредитования общественного производства.

Финансово-кредитный механизм представлял собой общность денежного оборота предприятий и государства. Его действие сводилось, прежде всего, к управлению финансами предприятий, но конечная цель такого воздействия заключалась в обеспечении нормальных условий функционирования финансов и кредита в общегосударственном масштабе. В условиях распределительной системы финансово- кредитный механизм, и тем самым управление финансами, было делом управления государства, и саморегулирование на уровне предприятия практически не реализовывалось.

Для руководителя советского предприятия баланс имел символическое значение, так как нс защищал его перед учредителями. Его заботой было выполнение техпромфинплана. Рост оборота предприятия, расширение ассортимента, ввод в действие новых цехов, наращивание выпуска продукции – вот показатели, за которые отвечая руководитель- хозяйственник и которые были ему понятны. Цены и норму прибыли регулировало государство. Говоря современным экономическим языком, в стране была одна большая супер- корпорация с управляемыми ценами. Существовал и межотраслевой баланс – синхронизация крупных добывающих корпораций с крупными обрабатывающими. А поскольку главки (холдинги) были территориально распределены по одной шестой земного шара, применялась транспортная логистика. Поставки всего и вся были увязаны между собой. Этот техпромфинплан потерпел фиаско в 1992–1993 гг.: в условиях, когда трижды в день стали меняться цены, планировать бюджеты было невозможно. Переход к рыночной экономике изменил принципы анализа результатов деятельности предприятий, что повлекло за собой изменение целевых показателей, изменение факторов планирования и особенно их источников, но не отменило необходимости планирования.

В условиях рыночных отношений предприятия освободились от опеки государства, однако при этом резко повысилась их ответственность за финансово-хозяйственные результаты. Деятельность предприятий стала осуществляться на основе коммерческого расчета, при котором расходы покрываются за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов оказалась прибыль.

Качественные изменения в среде существования российского бизнеса нашли отражение в колоссальном развитии финансовой составляющей в деятельности предприятий. Классическое представление об управлении предприятием трансформировалось в финансовое управление. Результатом такой трансформации стало внедрение на российских предприятиях новой системы управления финансами – бюджетного управления.