Технология ЦРОП

Технология разработана на основе предложенной Т. С. Кабаченко методики диагностики "Ценностные регуляторы организационного поведения" (ЦРОП) [4]. В качестве конкретных организационных ценностей в методике используется 21 альтернатива. Далее приводится перечень ценностей (альтернатив) и соответствующих им формулировок, примененных в стимульном материале. Материал методики содержит 210 пар высказываний (см. ЭП-12-1). Работа участников обследования осуществляется методом попарных сравнений. Приведенные автором методики "ключи" и методы статистического анализа данных позволяют интерпретировать индивидуальные результаты и определить иерархию ценностей для каждого обследованного лица. Анализ данных всей группы участников позволяет охарактеризовать психологический климат коллектива работников, включенных в совместную профессиональную деятельность, определить место различных ценностных компонентов в индивидуальной иерархии ценностных ориентаций. Проведение межгруппового сравнительного анализа при обследовании различных групп позволяет выявить специфику отношения к конкретным ценностям в конкретных коллективах, оценить степень типичности для конкретной группы индивидуальной иерархии ценностей ее членов. Анализ характера корреляционных связей между различными альтернативами позволяет выделить значимые положительные и отрицательные связи между ними и охарактеризовать специфику организационной среды и степени гармоничности индивидуальных и коллективных ценностных регуляторов организационного поведения [там же, с. 357–3741.

На основе описанной методики Т. С. Кабаченко был разработан тест "Ценностные ориентации руководителя", предназначенный для получения сведений об индивидуальной управленческой концепции руководителя. Тест может использоваться не только в диагностических целях при оценке кадрового резерва, но и в тренинговых процедурах. Особенно он эффективен при работе с управленческими командами, когда групповое взаимодействие направлено на осознание общих групповых ориентаций и индивидуальных ценностей и потенциальных ролей, а также предпосылок, способствующих уникальным системам оценки партнеров по взаимодействию [там же, с. 374]. В результате анализа данных определяются три блока характеристик руководителя.

1. Ценностные ориентации на стратегическом уровне включают характеристики установок обследуемой личности: на политический анализ; микроэкономический анализ; анализ социальных процессов; инновационную установку.

2. На уровне задач оцениваются креативность; оперативность обследуемого; эффективность в управленческом взаимодействии; инструментальные отношения к правовым нормам.

3. На уровне средств оцениваются установка на административно-распорядительные методы; установка на правовые нормы; установка на социально-психологические методы; установка на методы неформальной организации.

Проведенная автором стандартизация теста (проверка его ретестовой надежности и критериальной валидности) показала, что тест соответствует как международным, гак и российским стандартам качества. Проверка надежности и валидности теста в консультационных проектах, проведенная практиками, подтвердила данные автора. По содержанию критерии оценки, получаемые при помощи этого теста, оказались близки к содержанию ряда компетенций, определяемых в центрах оценки, ориентированных на отбор и развитие руководителей.

Для оценки руководителей среднего звена и ведущих специалистов разных профессий на основе методики "Ценностные регуляторы организационного поведения" были разработаны краткие версии диагностических методик для оценки компетенций, применяемые в основном в центрах оценки, ориентированных на развитие. Из методики Т. С. Кабаченко в эти модификации включался ряд базовых (авторских, опубликованных) альтернатив, которые дополнялись некоторым набором альтернатив, полученных при помощи технологии МИКРИС. Ключи изменялись, а статистические методы анализа данных сохранялись. Проверка показала, что в модифицированных версиях методики показатели критериальной валидности уменьшаются в допустимых стандартами пределах. Поэтому методика Т. С. Кабаченко в настоящее время является не просто отдельным техническим инструментом диагностики организационного поведения, но образцом технологии для производства валидных и надежных тестов оценки компетенций.

Гуманитарные технологии оценки

Гуманитарные технологии оценки разрабатываются на основе методологии гуманитарной тестологии [9, с. 41]. Особенностью гуманитарных технологий является применение, наряду с психометрическими тестовыми методиками, методик экспертного рейтингования (шкалирования). По определению А. Г. Шмелева, практическая гуманитарная тестология "...это наука о применении тестов для измерения и диагностики индивидуальных свойств человека, проявляющихся в различных видах деятельности – учебной, профессиональной, общественной, семейно-бытовой, досугово-развлекательной" [там же, с. 51]. В своих работах он показал, в каких сферах профессиональной деятельности тестируемые психические качества по содержанию близки к профессиональным компетенциям, описал взаимосвязи между частными компетенциями и универсальными психическими свойствами.

Технология НОРТ

Технология "нормативно ориентированного тестирования" – НОРТ предназначена для создания батарей нормативно ориентированных тестов измерения интеллектуальных способностей и психометрических методик оценки личностных качеств (тестов-опросников, контрольных списков качеств и т.п.). Технология внедрена в практику преподавания и тестирования в 1991 г., с ее помощью разработана Батарея НОРТ, позволяющая на основе опроса обследуемого оценивать такие личностные факторы, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, доминантность, интер-нальность и нормативность. Психометрические характеристики батареи отвечают российским и международным стандартам (на представительной выборке доказана ее критериальная, факторная и содержательная валидность). Учебная версия компьютерной системы НОРТ описана в пособии "Практикум по педагогике и психологии высшей школы" [7]. Специализированные версии системы НОРТ внедрены в системы управления персоналом ряда российских банков, промышленных предприятий, страховых и нефтяных компаний России. Система НОРТ служит для подготовки учащихся и специалистов, повышающих свою квалификацию в связи с проблемами оценки и развития персонала.

Технология МАСТ

Технология МАСТ ("Менеджмент – Ассессмент – Тест") разработана в связи с необходимостью проведения кратких стандартизованных программ оценки компетенций руководителей при помощи батарей поведенческих интеллектуальных тестов и традиционных психометрических тестов. Ситуационно-поведенческие тесты, включенные в батарею, описаны в учебном пособии "Методы практической социальной психологии" [3], а ее место в системе диагностики организационного поведения указано в работе Л. К. Ерофеева "Теоретические и эмпирические основы диагностики организационного поведения" [16] Доказана конструктная и критериальная валидность двух батарей тестов МАСТ, одна из которых предназначена для проведения ассессмента, ориентированного на отбор, другая – на развитие.