Технология "Школьная служба примирения"
Информация не обо всех конфликтах, особенно в детско- подростковой среде, становится достоянием взрослых. Многие, оставаясь "тайной за семью печатями" от учителей, родителей, окружающих ребенка людей, длительное время травмируют психику их участников, затрудняя процессы социализации личности и пр. Попытки задействовать потенциал самих "участников ситуации" привел к развитию и оформлению в социально-ориентированной деятельности технологии "Школьная служба примирения". Основными являются следующие положения, на которых строится данная технология:
– конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию;
– в качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют);
– навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.
Основными являются следующие этапы реализации данной технологии:
1) мотивация подростков для работы в службе (информационно-рекламная деятельность, ознакомление участников образовательного процесса школы (учеников, педагогов, родителей) с основными идеями, целью создания службы, ее задачами и перспективами);
2) обучение подростков – будущих медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; создание условий для развития свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч (организация и проведение серии обучающих тренингов и лекционных занятий; развитие системы непрерывной подготовки будущих медиаторов из числа учащихся в школе);
3) реализация деятельности службы в пространстве школы (проведение примирительных программ по выявляемым конфликтам в среде учащихся с участием подростков в качестве ведущих либо помощников старшего товарища- медиатора).
Роль взрослых (педагогов, социальных педагогов, психологов и пр.) – руководителей службы в работе школьной службы примирения весьма важна. Они призваны:
1. Разрешать наиболее сложные конфликты, возникающие на территории школы (с участием детей и взрослых, педагогов и детей, родителей и детей и т.п.).
2. Вести просветительскую работу среди коллег и родителей.
3. Обеспечивать формирование и обучение потенциальных медиаторов из числа учащихся.
4. Координировать действия членов службы примирения в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников.
5. Обеспечивать супервизию и помощь при разрешении медиаторами-школьниками конфликтов между сверстниками, а также принимать участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми и т.д.
Опыт внедрения данной технологии в практику отечественных школ свидетельствует о том, что у учащихся – участников встреч и учащихся-медиаторов меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации проявляли понимание и уважение, передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе. Для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить на программе сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.
Следует отметить, что проведение учениками примирительных процедур (наиболее сложных – под наблюдением педагога-медиатора) – важный, но далеко не единственный эффект реализации данной технологии. Важнейший эффект – создание в школе пространства, в котором господствуют ценности и идеи конструктивного разрешения конфликтов, взаимопомощи и взаимоподдержки. В идеале школьная служба примирения должна и может стать идейной основой воспитательного процесса всего образовательного учреждения.
* * *
В заключение следует отметить позитивную тенденцию в социально-педагогической деятельности, посвященной урегулированию конфликтов. Все более широкое распространение получают способы, методы и технологии урегулирования конфликтов, базирующиеся на активизации внутренних ресурсов личности участников ситуации, усилении ответственности сторон не только за прошедшую конфликтную ситуацию, но и за будущее конструктивное развитие событий, привлекающие к разрешению конфликта не только его непосредственных участников, но и значимых лиц из числа ближайшего окружения сторон. Тем самым повышается социальная и гражданская активность, ответственность общества за поведение его отдельных членов или групп.