Пример из практики
Технологическая разработка Северо-Западного технического университета (СЗТУ, Санкт-Петербург, 1999), обеспечивает возможность гидрохимической переработки алюминия с чистотой по примесям на 32% выше, чем это доступно современным литейным производствам. Разработанная гидрохимическая технология позволяет перерабатывать различный ассортимент алюминиевого лома, обеспечивая получение алюминия особой чистоты (999). В основе гидрохимической переработки алюминиевого отхода использованы изотермы (Na2О • AI2О3•Н2О) растворимости гидроксидов алюминия и гидроалюминатных кальциево-магниевых соединений в щелочно-алюминатном растворе. Технологический цикл переработки алюминиевого отхода начинается с приготовления алюминатного раствора, затем происходят выделение гидроксида алюминия, его прокалка с последующим электролизом и получением алюминия заданной марки. В основе технологии две инновации: новый продукт – алюминий высокой чистоты (ранее его не получали в литейных процессах) и новый процесс – гидрохимическая переработка алюминия. Такие инновации и называются технологическими.
Все большее значение приобретают маркетинговые инновации в силу падения эффективности традиционных для конца XX в. способов коммерческих коммуникаций (реклама, прямая почтовая рассылка, промышленные выставки, прямые продажи, workshop и другие инструменты). С другой стороны, объективными вызовами современности являются возрастающая (наверное, уже определяющая) роль Интернета в бытовых и профессиональных коммуникациях, особенно сегмента социальных сетей (Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники"), а также растущие требования потребителей к технической эстетике во всех сферах потребления.
"Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цепы".
Маркетинговые инновации становятся ключевым инструментом рыночного развития не только в традиционной потребительской сфере, но и в промышленной.
Светодиодные лампы завода "Онтоган", дизайн Артемия Лебедева, 2012
Фактор дизайна становится утилитарной функцией, причем не только в бытовой сфере, но и в промышленной. Для продвижения инновационного продукта недостаточно создать лампочку на базе новых светодиодных технологий ("Онтоган", Санкт-Петербург, 2012), для формирования выдающейся эстетики серийного изделия необходимо привлечь известного дизайнера (Артемий Лебедев) (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Маркетинговая инновация: выпуск бытовых ламп на базе светодиодных технологий заводом "Оптоган" в дизайне Артемия Лебедева
Сами светодиодные (LED) технологии не новы с позиции мирового технического прогресса: мы видим их применение в автомобиле, уличном и промышленном освещении, практически в каждом телефоне есть светодиодный фонарик или вспышка для фотоаппарата. В Китае светодиодные лампы под стандартный цоколь (аналогичные серии "Оптоган") выпускают уже около 10 лет. Поэтому новинку завода "Оптоган" можно классифицировать как маркетинговую, а не продуктовую инновацию.
Организационные инновации совсем недавно были выделены в практике инновационного менеджмента. Инвестиции в них становятся актуальны в контексте интереса к когнитивным и информационным технологиям, открывающим потенциал повышения производительности труда, роста эффективности организаций, систем менеджмента предприятий и организаций.
"Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей".
Комбинация новых когнитивных методов погружения исполнителя в задачу и технологий управления информационными потоками в настоящее время привела к созданию виртуальных рабочих мест, объективно увеличивающих производительность до 10 раз.