Технология концентрированного обучения

Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного метода погружения – метода обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Метод погружения (или концентрированного обучения) известен давно, о нем упоминалось при рассмотрении закономерностей обучения. Доказано, что распределенное, т.е. растянутое во времени, обучение всегда эффективнее концентрированного обучения методом погружения. Однако появляются свидетельства того, что метод погружения имеет право на жизнь. Член-корреспондент РАО Г. И. Ибрагимов обобщил и систематизировал работы по использованию погружения, выступив с призывом вернуть этот метод как новую технологию в практику работы школы[1].

Сегодня усвоение учебной дисциплины строится следующим образом: ежедневно изучается по три – шесть разнородных предметов на 45-минутных уроках. При такой организации обучения усвоение учебного предмета растягивается на длительное время. Понятно, что это не способствует прочному усвоению: знания быстро забываются. Г. И. Ибрагимов убеждает, что сильно рассредоточенное во времени изучение предметов – неэффективный, противоречащий закономерностям физиологии и психологии восприятия и запоминания информации человеком способ организации учебного материала. Учащиеся в течение дня изучают несколько разнохарактерных предметов. Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра, а это еще четыре- пять дисциплин. В течение дня у ученика возникает не менее десяти разнородных интересов, порой никак не связанных между собой, десять эмоциональных впечатлений. И так изо дня в день в течение почти всех лет обучения в школе.

Постоянная смена дисциплин не позволяет учащимся полностью погрузиться в предмет, не дает возможности на чем-то остановиться, задуматься и осмыслить заинтересовавший вопрос, погрузиться в понравившийся предмет. На переключение с одного предмета на другой тратится много энергии: в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый урок – это новая доминанта для учащихся, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность. Подобная частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводят в итоге к тому, что школа ежечасно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, раздражительности, низкой эффективности учебного труда.

Сторонники технологии погружения в предмет полагают, что классно-урочная система организации обучения является одной из главных причин дробления личности, воспитания старательных "посредственностей". Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по его закреплению в день его восприятия. Это возможно при переходе к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса строится следующим образом.

1. Общее годовое число часов по предмету примерно поровну делится на части. Далее в течение трех – пяти дней учащиеся изучают только один предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно погружение происходит за одну часть времени.

2. В следующем промежутке времени вновь возвращаются к изученному материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.

3. Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

4. На последнем этапе концентрированного изучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний.

Продолжительность одного урока при такой организации обучения сокращается до 35 мин. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т.п.); домашние задания не задаются. В первой половине дня проводится пять-шесть уроков. Во второй половине дня учащиеся работают (по желанию и выбору) на кафедрах, организуемых преподавателями. С одной стороны, это позволяет ученикам развиваться в выбранной ими сфере, с другой – помогает педагогу готовить себе помощников, ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих такую потребность учащихся.

Учебный день представляет собой органическое сочетание различных форм организации обучения, объединенных одной целью – сформировать систему знаний и умений учащихся по целостной теме изучаемого курса. Состав учебного блока таков: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачет.

По мнению сторонников данной системы, концентрированное обучение имеет следующие преимущества:

1) построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое;

2) обеспечивается восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала;

3) оказывается благотворное влияние на мотивацию учения;

4) формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество учеников друг с другом в процессе обучения).