Технология коллективного воспитания
Обратимся теперь к воспитательному аспекту эдукационного процесса. Как известно, в современных условиях этот процесс носит групповой (коллективный) характер. Микрогрупповое и индивидуальное обучение-воспитание не слишком распространены. Детей обучают и воспитывают в группах потому, что это сравнительно дешево, к тому же в групповом воспитании проявляются закономерности группового взаимодействия, которые при правильном использовании могут давать положительный эффект и благоприятно влиять на развитие личности.
Несмотря на свою сложность, длительность и неопределенность результатов, процесс воспитания технологичен. Воспитательной системе, как и производству, общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве, предполагается наличие определенных условий для создания продукта требуемого количества и качества. На осуществление задач направлен воспитательный процесс, в основе которого лежит деятельность педагогов, связанная с планированием результата и способов его достижения, моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей. Действует система стимулов, используя которые педагоги вызывают, направляют и корректируют воспитательный процесс. Словом, воспитательная система, как и система производственная, предусматривает поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их достижения, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач, коллектив работников, осуществляющих указанные процессы, продукт, созданный совместным трудом воспитателей и воспитанников. Вот почему можно не только говорить о технологиях воспитательной деятельности, но сопоставлять их между собой по разным параметрам, искать пути оптимизации каждого компонента процесса.
Под воспитательной технологией понимается комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта воспитания. Продукт воспитания – это заданные целью качества личности. Ни цели, пи продукт в состав технологии не входят, они лишь задают и венчают ее. Например, ставится цель сформировать определенный тип поведения – но это еще не технология и даже не ее элемент. Получен продукт – это уже не технология, а ее результат. Технологией можно назвать все то, что существует (происходит) между целями и продуктами. Критериев для классификации воспитательных технологий множество, поскольку у человека много качеств, которые можно подправлять воспитанием; существует много задач, для решения которых организуется этот процесс. Критерии должны выбираться самые весомые, и искать их следует в главной направленности воспитания, его самых существенных проявлениях.
Степень свободы воспитанника в воспитательном процессе определяет наиболее существенные различия между технологиями. В упрощенном понимании степень свободы выражается в том, насколько воспитаннику позволено быть самим собой и в воспитании, и в жизни. Степень свободы воспитанника может находиться в промежутке от полной несвободы до полной свободы (независимости), т.е. в интервале от 0 до 1 (рис. 9.2).
Свобода и сопряженные с ней ценности, такие как гуманизм, демократия, определяют и направляют развитие воспитательного процесса и ведут к формированию принципиально отлича-
Рис. 9.2. Классификация технологий воспитания
ющихся между собой типов людей: свободных или несвободных (зависимых). Если цель общества – вырастить несвободного человека, будет востребована одна технология, если поставлена цель сформировать свободного человека – совсем другая. Одновременно совместить в одном процессе диаметрально противоположные цели невозможно. Кроме того, цели общества и человека могут не совпадать.
Выделяют три степени свободы воспитанника:
1) низкую (интервал 0–0,3), которая характеризуется ограниченной возможностью воспитанника оставаться самим собой;
2) умеренную (0,4-0,6), которая отличается сбалансированными ограничениями и предоставлением прав;
3) высокую (свыше 0,7), характеризующуюся полным отсутствием всяких ограничений, беспредельной вседозволенностью.
Соответственно степени свободы выделяются технологии, различающиеся между собой направленностью, организацией процесса, достигнутыми результатам воспитания. Это технологии:
• принудительного воспитания, или подавления (с полным ограничением свободы);
• манипуляции (с ограничениями важнейших частей свободы);
• коллективного воспитания (умеренной свободы);
• свободного воспитания (расширенной умеренной свободы);
• самореализации (повышенной свободы);
• бесконтрольной самореализации (без ограничений свободы);
Технология принудительного Боепитания (подавления) основана на полном ограничении прав и свобод. Она преследует цель сформировать не просто покорного, а подавленного, забитого человека. Полностью несвободный, поставленный на колени, деморализованный человек – истинный продукт такой технологии. Основными средствами воспитания здесь служат жестокие наказания, пытки. Технология манипуляций уходит от чрезмерных жестокостей и предоставляет некоторую свободу. Раб, солдат, слуга – основные типы людей, формируемых средствами данной технологии. В ней применяются способы принуждения и давления, приводящие в итоге к деформации личностных качеств и формированию покорного, зависимого человека. Разновидности этой технологии применяются в казармах (казарменная педагогика), исправительных учреждениях (педагогика перевоспитания).
Дальше по шкале расположились технологии с умеренным предоставлением свободы. Среди них технология коллективного воспитания, целью которой является формирование нормально вписывающегося в систему общественных отношений человека: в меру покорного, зависимого от других людей, с определенным типом мировоззрения и поведения. Технология свободного воспитания предоставляет чуть больше свободы в соответствии с системой общественных отношений, в которую она вписана. Она обеспечивает формирование человека в широком диапазоне – в зависимости от того, сколько свободы ему может быть (или должно быть) предоставлено (разрешено) в будущей жизни. Фактически это целое семейство всевозможных модификаций технологии, отличающихся своеобразием элементов и их сочетаний. В рамках данной технологии обеспечивается приоритет личной свободы человека.
Технология самореализации, точнее две разновидности данной технологии, характеризуется либо отсутствием (игнорированием) всяких внешних воспитательных воздействий, от кого бы они ни исходили, – от общества, власти, воспитателей, родителей, либо предоставлением безграничной свободы в специально предназначенных для этого воспитательных учреждениях. В мире растет число людей, стремящихся к безудержной свободе. Часть из них сегодня отвергает все ценности: семью, школу, общество, не признает над собой никакой власти. Все они прислушиваются лишь к своим импульсам, живут по понятным только им законам. Элементы технологии стихийной самореализации можно найти и в организованных системах воспитания – там, где оно пущено на самотек, где осуществляется лишь присмотр, а дети предоставлены сами себе. Эта технология не только распространена в массах бедных, бездомных, отвергнутых обществом людей, но и возводится в ранг суперэлитарной в специально организованных и очень дорогих "школах будущего" – учебно-воспитательных заведениях сциентистского направления.
Анализировать крайности мы не станем. Нас интересуют технологии, занимающие середину шкалы. Это технологии коллективистского и свободного воспитания – наиболее востребованные и распространенные в современном мире. Но прежде объясним некоторые трудности, связанные с выбором тех или иных технологий.