Технология дезорганизации группы
По И. П. Башкатову, к основным составляющим данной технологии относят действия, направленные:
а) на организацию социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы, обладающих ярко выраженными знаниями, умениями и навыками в соответствующей области, в качестве "новых" лидеров. Для этого надо хорошо знать интересы и склонности членов группы;
б) организацию ситуаций, способствующих закреплению за "нужным" лидером на некоторое время ведущих официальных ролей;
в) привлечение группы к интересным и увлекательным делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами группы (например, выезд в военно- патриотический лагерь, участие в соревнованиях и т.п.). Важно, чтобы это были дела повышенной трудности;
г) искусственное создание противоречий между лидером и членами группы, что должно привести к ситуации, которая срабатывает по методу "взрыва", разбивает внутренние позиции лидера и влечет за собой его отрыв от группы;
д) привлечение лидеров неформальных групп к участию в организации социально полезной деятельности.
Разрушению группы способствует система действий, направленных на усиление недовольства в группе в связи с дифференциацией ролевых функций, на уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов, поражений, па ослабление межличностных связей в группе, девальвацию групповых норм и ценностей и поддержку стремления отдельных членов перейти в другую группу.
Технология нейтрализации группы
Для нейтрализации деятельности уже сложившейся группы подростков необходимо (по И. П. Башкатову):
1) выявить наиболее авторитетных лиц;
2) изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.);
3) осуществлять постоянный контроль за их поведением и по возможности включать их в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах;
4) вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения;
5) проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния. Здесь используется прием "выбор товарища или друга". Суть приема заключается в том, что воспитатель направляет общение трудного подростка в социально позитивном направлении. Во время беседы он ненавязчиво, как бы исподволь, характеризует подростку предполагаемый круг его друзей, заочно вводит подростка в сферу межличностных отношений;
6) находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет;
7) постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. Метод "прививок": в неформальную группу криминогенной направленности незаметно вводятся новые члены специально подобранные и подготовленные подростки- активисты. Эти лица в силу своих индивидуальных особенностей, воздействуя на группу или отдельных ее членов, сначала нарушают ее психологическую устойчивость и как бы "прививают" ей новое ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности. В связи с появлением нового содержания в отношениях между лидером и рядовыми членами группы начинают возникать и расти противоречия, которые приводят или к распаду группы, или к изменению ее направленности;
8) формировать коллективную направленность группы. Для этого используется метод "временных уступок", позволяющий удовлетворять групповые притязания при определенных условиях. Например, члены неформальных групп претендуют на право собираться вместе, слушать музыку, кататься на мотоциклах и т.д. Установка педагогов: "Мы сделаем все, как вы хотите, но и вы для этого должны вести себя хорошо, не нарушать общественный порядок, по завершении “сбора” должны убрать за собой" и т.д.
Основной задачей педагогов является привлечение подобных групп в подростковые клубы и центры с целью заинтересовать подростков различными видами деятельности.