Технологии социальной работы в конфессиях
Целью церковного служения в современном обществе является содействие людям в разрешении их жизненных проблем. Социальное служение Церкви представляет собой сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, традиции и обычаев, а также законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков.
Социальное служение развивалось столетиями. Первый опыт диаконического служения существовал в первых христианских общинах, в которых начала формироваться система призрения. Ее целью было оказание помощи бедным, больным, старикам. Милосердие считалось добродетелью, понимаемой как готовность подать милосердие убогому, престарелому, больному. При монастырях существовали странноприимные дома и больницы.
Начиная с принятия христианства в 988 г., важнейшим направлением Церкви стало призрение — забота о бедных, неимущих. Однако социальное служение оставалось важнейшим направлением церковной деятельности до 1917 г. Декретом советской власти Церковь была отделена от государства и школы, и ей было запрещено заниматься какой-либо социальной заботой.
Но следует отметить, что даже в годы атеизма Церковь продолжала нести социальное служение[1].
В 1920—1930-е гг. в период голода Церковь организовывала помощь голодающим. Огромная поддержка Церкви была I! годы Великой Отечественной войны, когда по призыву Патриарший Местоблюстителя митрополита Сергия, призывавшего верующих к исполнению своего долга перед Родиной, верующие организовали помощь фронту, не только жертвуя деньги, одежду, подарки для бойцов, но и путем сбора средств на оборону населенных пунктов, городов, поддержку раненых, сирот. К примеру, на сооружение танковой колонны им. Дмитрия Донского было собрано 9 млн руб., а Сибирская эскадрилья "За Родину" была построена и оснащена за счет средств, собранных по призыву Церкви. Всего за годы войны было собрано для нужд фронта 200 млн руб.[2]
После Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь (РПЦ) и другие религиозные организации участвовали в борьбе за мир, они вносили взносы в Советский Фонд мира.
Возвращению социального служения Церкви положили начало Конституция РФ 1993 г., Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее — Закон о свободе совести и о религиозных объединениях). В Конституции РФ записано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (гл. II, ст. 19.2), а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (гл. I, ст. 14.2).
Закон о свободе совести и религиозных объединениях разрешает религиозным организациям осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций, обязывает государство оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (гл. III, ст. 18.3), проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в помещениях, специально выделенных для этих целей.
Тем самым Церковь возвращает свое право па приоритет в делах милосердия и сострадания, заниматься благотворительностью, что способствовало активизации социальной деятельности: приходы начали оказывать помощь нуждающимся прихожанам, была организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители и др.
К подобной социальной деятельности подключились все традиционные конфессии России, оказывая благотворительную помощь всем категориям нуждающегося населения России.
Возрождению диаконического служения была призвана способствовать деятельность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриарха, созданному в январе 1991 г. в соответствии с определением Священного Синода РПЦ и Патриархом Московским и всея Руси. Важнейшим направлением его деятельности является возрождение социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях с целью оказания помощи незащищенным членам общества — сиротам, инвалидам, одиноким старикам, больным, беженцам и др. Основными задачами стали организация благотворительной деятельности, социального и милосердного служения религиозных организаций, принадлежавших РПЦ, а также привлечение к ней граждан и юридических лиц.
Развитию социального служения Церкви способствует сотрудничество с государством и другими христианскими конфессиями. В апреле 2000 г. на Архиерейском Соборе были утверждены Основы социальной концепции РПЦ. Концепция включает в себя базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно-значимых проблем, в том числе и социальной деятельности Церкви. В ней также отражена официальная позиция Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством, светским обществом, традиционными конфессиями.
5 марта 2003 г. между Министерством социального развития и Московским патриархатом было подписано Соглашение о сотрудничестве. Соглашение призвано способствовать развитию услуг в сфере оказания медико-социальной помощи, профилактической деятельности и медицинскому просвещению населения, оказанию медицинской помощи инвалидам, иным социально уязвимым группам населения, обеспечению ухода за больными па дому и в стационарных учреждениях здравоохранения, подготовке персонала, сестер милосердия для оказания медико-социальной помощи, взаимодействию в сфере благотворительности и милосердия. Соглашение дало возможность совместно с медицинскими учреждениями разрабатывать проекты, выполнять системную социальную деятельность с разными нуждающимися социальными категориями населения.
Социальному служению Церкви способствуют созданные комиссии. Среди них важную роль играет одна из крупнейших социальных служб в РПЦ, действующая при Епархиальном совете Москвы, — Комиссия по церковной социальной деятельности, созданная в 2000 г. по благословенню Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в которую входят назначенные Патриархом священнослужители. Целью Комиссии по церковной социальной деятельности является координация взаимодействия приходов и их социальной деятельности, инициирование и поддержка новых социальных проектов.
По предложению Комиссии по церковной социальной деятельности в каждом храме Москвы назначается ответственный за социальную работу священнослужитель, что позволяет иметь представление о социальной деятельности в епархии.
В настоящее время Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ставит задачу усиления социального служения, что требует социальной специализации каждого прихода, введения должности социального работника, привлечения к социальному служению дьяконства (как это было в апостольские времена).
Социальное служение (диакония) осуществляется конфессиями в двух направлениях:
а) работа в государственных учреждениях, предусматривающая оказание помощи в больницах, детских домах, интернатах (осуществляется благотворительными братствами и сестричествами);
б) создание собственных структур для реализации социальных программ — больниц, богаделен, образовательных, реабилитационных центров, гостиниц, призванных осуществлять работу с различными социальными категориями населения — инвалидами, детьми-сиротами, многодетными семьями, заключенными, беспризорниками, бомжами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами и др.
Социальная работа в конфессиях осуществляется в следующих направлениях.
Программы медицинской помощи. Это оказание помощи страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больницы, госпитали). Первая церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской была открыта в 1990 г. в Санкт-Петербурге, а в 1992 г. Московскому Патриархату была отдана Городская клиническая больница № 5, получившая название "Центральная клиническая больница святителя Алексия Московского", на базе которой была создана патронажная служба, призванная обеспечить уход за больными.
Программы оказания помощи детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям-инвалидам, детям ил многодетных семей, беспризорным и безнадзорным. Во многих епархиях созданы приюты, детские дома, школы-интернаты, при которых имеются часовни, где совершаются молебны, таинства, проводятся беседы, для воспитанников организуется культурный досуг, организуется отдых в летние и зимние лагеря отдыха.
Организация помощи престарелым и инвалидам. Предусматривает оказание не только материальной, медицинской, психологической помощи нуждающимся людям, но и организацию их культурного досуга. Так, для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда устраиваются благотворительные вечера, концерты, организуются экскурсии по святым историческим местам, организовываются встречи с известными людьми.
Программы по работе с алко- и наркозависимыми. Предполагают работу с людьми, имеющими вредные привычки. С этой целью создаются семейные клубы трезвости, в которых проводится комплексная, профилактическая работа со всеми членами семьи; создаются профилактические оздоровительные центры. Работа с наркозависимыми носит системный характер и включает в себя не только психотерапевтическую работу, но дополняется ценностной ориентацией пациента, основанной на православном мировоззрении и воцерковлении.
Социальная деятельность в области образования. Предусматривает создание воскресных школ при храмах, евангельских кружков для взрослых, православных детских садов, православных школ, гимназий, лицеев, православных факультативов в частных и государственных школах; проведение бесед, лекций по определенным программам в храмах; организацию православных детских, юношеских, семейных лагерей отдыха.
Работа с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах. Такая работа носит комплексный характер и включает в себя оказание психологической, материальной поддержки заключенному (после отбывания срока заключения), а также приобщение оступившегося человека к вере. Во многих местах лишения свободы созданы часовни, молельные дома, в которых священники могут общаться с заключенными, помочь им вновь обрести смысл жизни, построить планы на будущее.
Оказание помощи бомжам. Эта деятельность предусматривает бесплатное питание, оказание психологической, медицинской, юридической помощи, а также помощь в поиске рабочих мест. Такая работа ведется во многих епархиях, в частности в Москве в Подворье Спасско-Преображенского Валаамского монастыря, в Храме бессеребренников Космы и Дамиана в Шубине, Храме Успения
Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, Храме Трех Святителей на Кулишках и др.
В настоящее время социальное служение становится важнейшим направлением деятельности традиционных конфессий России. Результат этой работы во многом зависит от совместных усилий традиционных религий и конфессий, институтов гражданского общества, государства.