Технологии социальной работы с детьми, пережившими насилие
Общепризнано, что жертвы изнасилования (взрослые и дети), как правило, пребывают в состоянии посттравматического стресса.
С одной стороны посттравматический стресс рассматривается как расстройство, для которого характерны следующие признаки:
– ощущение отсутствия контроля над своей жизнью;
– изменения в эмоциональной сфере: мрачное настроение, хронические суицидальные помыслы, мысли или действия, направленные на причинение себе вреда, чувство гнева или подавляемый гнев, неконтролируемая сексуальность у взрослых, сексуализированное поведение у детей;
– изменения в сознании: амнезия или гиперамнезия травмирующего события, диссоциативные проявления, явления деперсонализации и дереализации, переживание травмы заново в форме навязчивых переживаний и воспоминаний;
– изменение самовосприятия: чувство беспомощности или паралич инициативы, чувство стыда, вины, самообвинение, чувство "стигмы" ("на мне печать") и полного отличия от других;
– изменение восприятия насильника, захваченность мыслями о насильнике: идея мщения, нереалистическая атрибуция тотальной власти насильника, идеализация насильника, могут возникнуть принятие взглядов насильника и попытки рационализации ситуации;
– изменения в отношениях с другими людьми, нарушение общения: изоляция и уход от общения, недоверие к людям, может возникнуть потребность постоянного поиска спасателя, которая чередуется с возникновением потребности в изоляции, повторяющиеся неудачи в попытках защитить себя;
– изменения в системе верований и ценностей: потеря веры в себя, в будущее, чувство безнадежности.
Существует также точка зрения, согласно которой человек может находиться в состоянии посттравматического стресса не только при условии, что он сам стал жертвой насилия (как утверждалось в первом варианте), но также, если он был свидетелем насилия или травмирующего события или узнал о том, что кто-то из близких и родственников пережил тяжелую травму. Вследствие этого у человек проявляется личностная реакция на событие: страх, беспомощность или чувство ужаса. У детей может проявиться дезорганизация поведения, нарушение психомоторики.
Во втором варианте называются три признака посттравматического стресса: переживание ситуации заново; стремление избегать всего, что связано с травмой; постоянное психофизиологическое возбуждение.
Их проявления у детей, переживших разные формы насилия, встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим эти признаки более подробно.
Переживание ситуации заново. Возникают навязчивые воспоминания о травмирующем событии. У маленьких детей это часто проявляется в игре: они играют в одну и ту же игру или постоянно повторяют одни и те же элементы трагической игры. Случившееся или похожее постоянно повторяется во сне. У детей могут быть пугающие сны, связанные не только с травмой, но и со страшными сказочными персонажами. Травмирующее событие переживается заново. Возникают иллюзии, галлюцинации. Может казаться, что обидчик находится рядом (особенно часто это возникает в темноте). Возникает интенсивный психологический дистресс; внутренняя символическая переработка события. Может возникнуть физиологическая реактивность (покраснения на коже, сердцебиение и др.).
Пример. Пятилетний мальчик, который вместе с матерью бежал из Чечни, видел, как с самолета бомбили поезд. В приюте в течение целого года он рисовал эту сцену и играл в "поезд и войну". Девочка девяти лет, которая стала жертвой инцеста, часто играла в "спальню".
Стремление избегать всего, что связано с травмой. Ребенок пытается избегать мыслей, чувств, связанных с травмой, и разговоров на эту тему. Не желает проявлять активность, заниматься какой-либо деятельностью; избегает тех мест, которые могут напоминать о событии. Он не способен рассказать о важных моментах травмирующего события, из памяти исчезли отдельные моменты; существенно снизился интерес к жизни, к значимой деятельности. У ребенка возникает чувство отторженности от других людей. Происходит редукция чувственной сферы: невозможность испытать чувство любви к людям. Появляется чувство, что у тебя больше нет будущего.
Постоянное психофизиологическое возбуждение. Возникают трудности с засыпанием или со сном (нарушение спа, раннее пробуждение и др.). Появляется возбужденное состояние или вспышки гнева. Возникают трудности в концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, гипервыделенность, например повышенная бдительность и др., а также повышенная реакция на возможный стресс, например повышенная пугливость.
Если все три признака проявляются более месяца, можно говорить об особой глубине и остроте выраженности посттравматического стресса. Если эти нарушения вызывают клинически значимый дистресс или ухудшение в социальной или других важных сферах деятельности, то часто возникает необходимость госпитализации ребенка.
Выделяют острый и хронический посттравматический стресс.
Острый посттравматический стресс фиксируют при длительности симптоматики до трех месяцев, хронический – в три месяца и более.
У детей, проявляющих признаки посттравматического стресса, можно выделить три типа поведенческой реакции:
– экспрессивный – ребенку свойственны сильные эмоции, он может плакать и смеяться, дрожать, раскачиваться, кричать, рыдать; главное – не может контролировать эмоции;
– контролирующий – ребенок пытается сдерживать эмоции и ведет себя тихо;
– шоковый – ребенок как бы оглушен, подавлен, трудно попять, что с ним произошло.
Реакции могут сменять друг друга.
Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента. При длительном насилии необходима длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.
Существуют следующие общие рекомендации воспитателям, родителям и психологам.
1. Внимательно выслушивать ребенка.
2. Сверяться с ребенком на предмет понимания взрослым смысла используемых им слов и наоборот.
3. Обсуждать на примерах, что такое "хорошие" и "плохие" прикосновения.
4. Обсуждать право ребенка: кому он может позволять дотрагиваться до него, а кому нет; кого ребенок имеет право трогать сам.
5. Объяснять ребенку, что "нехорошие" прикосновения могут исходить и от близких людей.
6. Обучать ребенка говорить "нет" при попытках "нехороших" прикосновений.
7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.
В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми, пережившими насилие, происходит, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы.
Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.
В процессе консультирования этих детей чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.
Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим: ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации насилия. Следовательно, важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.
Перед специалистом по психосоциальной работе стоят следующие задачи:
– способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
– помочь в укреплении чувства собственной значимости;
– сформировать новые поведенческие паттерны;
– способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;
– способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.
Место, выбранное для проведения беседы, должно быть прежде всего удобным для ребенка. Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения с ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией. Нецелесообразно создавать атмосферу "казенного дома", однако следует учесть, что возбудимые дети легко отвлекаются на яркие объекты, телефон, тикающие часы, шум снаружи и даже па плавающую в аквариуме рыбку. Избыток игрушек в комнате для беседы не допускается. Также следует учесть, что самому психологу не стоит выглядеть ярко: надевать броскую бижутерию или узорчатый галстук, чтобы не отвлекать внимание.
Мебель в комнате должна быть удобна не только для взрослого, но и для ребенка. Не стоит сидеть за столом во время консультирования, поскольку это создаст дополнительный барьер между взрослым и ребенком. Дети видят в людях, сидящих за столами, некие авторитетные фигуры – директора, учителя. Необходимо помнить, что дети предпочитают достаточно низкие стульчики, чтобы ноги могли доставать до пола.
Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивными в инициировании разговора с детьми. Поэтому при оптимальном варианте размещения специалист сидит напротив ребенка, а сбоку от них стоит парта, стол или журнальный столик, чтобы ребенок всегда мог использовать этот барьер (спрятаться за него, передвинув стул), если ему так будет комфортнее. Иногда специалисты предпочитают работать с ребенком непосредственно на полу, сидя на ковре, чтобы атмосфера была более непринужденной.
Специалист должен служить примером обязательности для ребенка, не опаздывать и по возможности не переносить встречи, поскольку это может быть интерпретировано как отсутствие интереса и породить беспокойство, раздражение.
При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка, нецелесообразно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше 6 лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент мог к ним обратиться.
Для создания оптимальных условий для беседы, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.
Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие сильного чувства вины не позволяет детям обсуждать свою проблему с психологом: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку или должны были бы сделать что-нибудь, чтобы ее предотвратить. Стыд за себя не дает им раскрыться – дети больше боятся последующих вопросов и реакций, нежели непосредственно самого инцидента. Поэтому при интервьюировании детей следует избегать закрытых или направляющих вопросов, которые могли бы повлиять на ответы.
Следует с большой осторожностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе.
Детям необходимо научиться определять, какое поведение взрослых (имеются в виду поведенческие формы насилия) является неподобающим и как реагировать в соответствующих ситуациях.
Детей необходимо научить немедленно обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете. Детям необходимо помочь разобраться, какая информация должна быть конфиденциальной, а что следует сообщить окружающим; с кем им стоит поделиться своими проблемами и что делать в случае, если взрослый им не поверит.
У детей, переживших насилие, проблема доверия к окружающим и взрослым, в частности, одна из самых актуальных. Групповые дискуссии и упражнения могут помочь детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.
В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника "пустого стула", психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.