Лекция 8. Технологии социального моделирования и проектирования
Моделирование социальных объектов – это процедура исследования социальных объектов с помощью отображения их основных структурных характеристик, функциональных особенностей на специально создаваемых образцах.
Проектирование социальных объектов – это конструктивная, творческая деятельность; ее сущность заключается в опережающем отражении действительности в целях преобразования личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира. Проектирование – это инновационная, творческая деятельность, ибо оно предполагает изменение реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. С точки зрения результата проектирование является процессом создания проекта.
До недавнего времени термин "проект" (от лат. projectus – "брошенный вперед") использовался преимущественно в технической сфере и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. Проектирование было выделено в ранг прикладной науки. В настоящее время практически любая научно-исследовательская деятельность связана с разработкой и реализацией проектов. Они разрабатываются практически во всех сферах деятельности – общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и др.
В энциклопедических словарях и справочниках, в обыденном повседневном употреблении слово "проект" употребляется в нескольких значениях, таких как: совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия; предварительный текст какого- либо документа; замысел, план.
В научной литературе проект понимается как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Отличительные особенности проекта – его отнесенность к будущему, ориентация на желаемое будущее, представление проекта как системы средств достижения будущего, определенность начала и окончания проектной работы, четко и ясно сформулированные критерии эффективности.
Социальное проектирование – это процесс создания социальных объектов, качеств, процессов и отношений. Это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. При проектировании социальных объектов непременно следует учитывать субъективный фактор. Это во многом предопределяет специфику социального проектирования, когда в его основу закладываются следующие параметры: противоречивость и многовекторность развития социального объекта, невозможность его описания конечным числом терминов, многофакторность бытия, субъективные факторы и т.д.
Социальный проект можно рассматривать как сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по социальному значению.
Таким образом, под проектом в социальной работе понимается система сформулированных проектных целей, созданных для этих целей социальных учреждений, физических объектов, разработанных документов-планов, смет, а также комплекс управленческих решений, мероприятий по достижению поставленных целей.
В зависимости от различных оснований существуют несколько типологий проектов.
1. По типу (классификация осуществляется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
2. По классу (но составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект.
Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида, масштаба.
Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления.
Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
3. По длительности (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (более пяти лет).
4. По виду (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный.
5. По масштабу (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты отдельной организации.
В поле проектирования попадают объекты самой различной природы: поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т.п.). Объектом проектирования могут быть проблемы и потребности, интересы, ценности, установки, социальный статус, престиж, роли человека как общественного индивида, субъекта исторического процесса и социальных отношений. Элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.), а также различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные) и элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.) также могут быть объектами проектирования.
Цель любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инноваций, которые предполагают не просто обновление, а сознательную деятельность по созданию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности.
В связи с тем что проект – это нововведение, целью которого является создание или изменение объекта в конкретных пространственно-временных и ресурсных границах, то при разработке проекта следует выполнять следующие условия.
1. Должны быть четко установлены сроки начала и завершения проекта, он должен носить временной характер, быть направленным на решение конкретной проблемы, требующей исправления ввиду ее отрицательного воздействия на человека, группу, организацию или общество. На реализацию проекта необходимо выделять ресурсы, а завершение проекта определяется достижением конкретных критериев.
2. Существуют следующие объекты социального проектирования:
1) социальные явления: проблемы семейного неблагополучия, социальной реабилитации инвалидов, доступности и качества социальных услуг, эффективного управления, профилактики конфликтов и др.;
2) деятельность социальных институтов: учреждений социального обслуживания, образования, культуры, здравоохранения, районных администраций, органов управления и др.;
3) социальные проблемы среды: территории округа, улицы, микрорайона, детских площадок и др.
3. Выпускной проект должен состоять из титульного листа единого образца, оглавления с указанием страниц (если главы – то оглавление, если разделы – то ОГЛАВЛЕНИЕ), введения, основной части (проекта), заключения, списка источников, приложения.
Во введении необходимо отразить следующее:
а) замысел проекта – "визитка" (формирование основных идей);
б) анализ ситуации, нуждающейся в изменении;
в) выявление проблемы (конкретной и решаемой), обоснование этой проблемы и динамики ее развития (почему проблема требует решения проектным способом);
г) определение целевых групп;
д) определение конечного результата или продукта (измеряемого и достижимого), временных рамок проекта, ресурсных потребностей;
е) определение механизмов реализации проекта – решение задач ресурсного обеспечения проекта, разработка механизмов управления проектом, разработка мониторинга исполнения проекта;
ж) поиск возможных путей и альтернатив, поиск опыта решения схожих проблем.
Основная часть должна состоять из следующих разделов.
Раздел 1. В нем дается описание проекта, в котором надо отразить следующие моменты.
1. Анализ ситуации, обоснование проблемы и проектного способа ее решения (дать анализ ситуации, требующей изменений, обосновать проблему, на решение которой будет направлена деятельность по проекту, обосновать необходимость решения указанной проблемы в рамках проекта, обосновать уровень новизны, социальной актуальности и сложности решаемых задач).
2. Цель и задачи проекта (сформулировать наиболее общее безусловное утверждение, увязанное с проблемой, на решение которой направлен проект, предусматривающее итоговый достижимый результат, перечислить действия, которые предстоит предпринять для решения поставленной проблемы).
3. Адресная направленность проекта (указать категорию целевой группы проекта, способ ее формирования и включения в работу по проекту, количественный состав целевой группы и другие характеристики).
4. Ожидаемые результаты проекта и показатели оценки его эффективности (представить ожидаемые результаты, достижение которых планируется в ходе реализации проекта, обосновать степень эффективного влияния проекта на улучшение положения целевой группы, представить наименования показателей, указать их значение на начальном этапе реализации проекта и по его завершении).
5. Способы достижения результатов и описание планируемых работ, мероприятий (описать работы, мероприятия,
которые необходимо провести для изменения ситуации в рамках установленного бюджета и срока. Обосновать последовательность их реализации).
6. Ресурсное обеспечение проекта (дать краткое описание ресурсов, которые имеются и которые необходимы для реализации проекта (финансовых, материально-технических, информационных, кадровых), охарактеризовать имеющиеся ресурсы, в том числе уровень квалификации и профессионализма специалистов, принимающих непосредственное участие в достижении поставленных целей и задач).
7. Технологии и методы, с помощью которых будет достигнут результат.
8. Управление проектом и контроль за реализацией целей проекта (указать, каким образом будет обеспечиваться руководство и координация деятельности исполнителей и соисполнителей, контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств и других ресурсов, контроль за ходом реализации проекта, а также каким образом будет обеспечена обратная связь с целевой группой проекта, взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования населения о ходе и результатах проекта).
9. Устойчивость проекта (обосновать устойчивость проекта к возможным рискам и способы их преодоления, дать оценку возможностей продолжения работы с целевой группой проекта после завершения проекта, представить способы и формы тиражирования эффективных социальных практик, используемых в проекте).
10. Практика реализации аналогичных проектов, в том числе ее наличие у исполнителей (дать краткую информацию о проектах, методах, методиках, актуальной социальной практике решения аналогичных проблем за рубежом, в других субъектах Российской Федерации, представить опыт заявителя (разработчика) по решению социальных проблем, близких по проблематике проекта, в том числе проектными и (или) программными методами).
11. Соисполнители проекта (указать наименования юридических лиц, которые будут принимать участие в реализации проекта, и виды выполняемых ими работ, указать виды работ, которые будут выполнять организации по результатам конкурсных отборов).
Раздел 2. Календарный план реализации мероприятий проекта.
Раздел 3. Бюджет проекта.
Раздел 4. Финансово-экономическое обоснование.
В заключении обобщаются выводы относительно завершения проекта и дается его оценка: подводятся итоги, оцениваются планируемые результаты и полученные результаты (их влияние на решение проблемы, на улучшение положения целевой группы), готовится публичное представление результатов проекта. Также можно дать план использования эффектов от проекта, обозначить условия тиражирования эффективных социальных практик, применяемых в ходе выполнения проекта, определить новые проектные решения.