Технологии реализации управленческого решения
Применительно к России именно реализация принятых решений стала ключевой проблемой менеджмента. Длительное время в стране существовала плановая система управления, при которой личная ответственность за внедрение поставленных задач была недостаточно велика. Главное было начать действовать; этого требовал план; под реализацию решений отводились деньги и ресурсы. Окончание работ было уже менее важным. Часто принятые решения оказывались непродуманными. Их инициатор мог уйти из органов власти, соответственно, главное заинтересованное в результатах лицо переставало действовать. Можно привести сотни примеров, когда объекты строились десятилетиями[1], а организационные реформы не завершались[2]. Внедрение решений было и остается важнейшей управленческой проблемой, хотя рыночные принципы меняют ситуацию к лучшему.
Достижимость управленческого решения в условиях совместной деятельности в организации зависит от влияния разнообразных факторов, среди которых выделяются технологические, экономические, политические, социокультурные особенности внутренней и внешней среды организации, а также личностные, включающие мотивацию и поведенческие особенности субъектов, чьи интересы затрагивает конкретное решение.
Анри Файоль в своей работе "Общее и промышленное управление" (1930) первым назвал основные и обязательные функции (этапы), обосновав тем самым становление менеджмента как науки. Раз есть общие закономерности, присущие изучаемым явлениям, они измеряемы, соответственно, это — предмет научного изучения. Другой классик научного менеджмента — Лютер Гулик, усилив аргументацию обязательности названных функций (этапов) для любой организации, предложил для запоминания следующую аббревиатуру — POSDCORB[3], составленную из заглавных букв следующих слов:
Planning (планирование) — определение основных направлений деятельности, выделение того, что нужно сделать, выработка методов реализации целей, поставленных перед организацией;
Organizing (организация) — создание формальной структуры власти, посредством которой организуется и координируется работа подразделений для достижения поставленных целей;
Stuffing (управление персоналом) — комплекс функций, связанных с приемом на работу, обучением персонала, а также поддержанием благоприятных условий труда;
Directing (руководство) — постоянная работа по принятию и реализации решений через специальные и общие указания и инструкции, используемые для руководства предприятием;
Coordinating (координация) — всевозможные обязанности и полномочия по созданию связей между различными частями работы;
Reporting (отчетность) — постоянное информирование тех, перед кем руководитель несет ответственность, о том, что происходит; это подразумевает информирование как руководителей, так и подчиненных путем ведения документации, исследований, проверок;
Budgeting (составление бюджета) — вся деятельность, связанная с бюджетированием в форме финансового планирования бухгалтерской деятельности и контроля.
Все названные функции (этапы), как правило, необходимо задействовать для управления организацией, соответственно, в большинстве своем они применимы и для реализации конкретных поставленных управленческих решений. Современные исследователи широко используют этот подход, они дополнили его такими функциями, как обучение, реклама (Performance)2, что отражает особенности современности.
2 Perfonnance management — одна из новых, по обязательных функций, необходимых для реализации государственных решений. Ее суть и значение заключаются в постоянном информировании населения с целью повышения доверия к себе, пониманию сложностей и современных задач. К сожалению, в нашей стране об этом заботятся мало, поэтому и термин не переведен и не используется.