Лекция 9. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
9.1. Сущность технологии
9.2. Спектр технологий
9.3. Базисные технологии эдукации
9.4. Средства технологии
9.5. Технология коллективного воспитания
9.6. Ученический коллектив
9.7. Учение А. С. Макаренко о коллективе
9.8. Коллектив и личность
Трудность материала – 0,86 у.е.
Минимальное время – 74 минуты
Для самостоятельного изучения материала потребуется 220 минут
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• сущность педагогической технологии;
• базисные технологии эдукации;
• технологию коллективного воспитания;
уметь
• выделять базисные технологии эдукации;
• оценивать влияние коллектива на личность;
владеть
• методами анализа технологической оснащенности процесса;
• приемами педагогического воздействия.
Сущность технологии
Технология – основное понятие практической педагогики. Практикующему педагогу, может быть, не столь важно знать высокую теорию, сколько уметь применять ее положения, организованные в технологию. В новом веке педагогическая практика будет развиваться на основе применения все более совершенных технологий эдукации и робурсации. Сегодня на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого лежит доскональное знание педагогических технологий. Непременное условие развития рыночных отношений в сфере педагогических услуг – гарантия высокого качества продукта'. вкладывая деньги, потребители захотят получать именно то, что заказали. В самом ближайшем будущем в работе педагога технологии станут определять успех на 80, а индивидуальное мастерство лишь на 20%. Будущая педагогика тяготеет к обезличиванию: услуга все меньше зависит от индивидуальности педагога. Технология в личностном исполнении педагога – продукт рыночных требований. Современный педагог знает технологию и умеет работать по жесткой схеме без отступлений и "отсебятины", поскольку лишь соблюдение технологии гарантирует нужный результат. Если в эдукационной системе существует ГОСТ (государственный стандарт пока принят только на образование), то должны быть и технологии, которые обеспечивают достижение стандарта. Все производители товаров и услуг, в том числе образовательных, обязаны выполнять требования ГОСТа.
Прежде чем ответить па вопрос "что такое педагогическая технология?", вспомним теорию образования продуктов эдукации и робурсации. Необходимые компоненты процесса, ведущего к образованию продукта, – цели, задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ, виды обучения-воспитания, методы, формы, способы деятельности. Где скрыта технология? В целях и задачах? Нет. Цели и задачи – это ещенетехнология. В продуктах? Тоже нет, ибо продукты – это уже не технология. Значит, технология скрыта в самом процессе. К процессу относятся:
• закономерности, на которых он основан;
• принципы построения и осуществления;
• виды обучения-воспитания, которые могут быть избраны для достижения цели;
• предмет обучения-воспитания, выраженный в содержании;
• методы движения к цели;
• формы, в которые облачен процесс;
• средства, используемые для ускорения движения и наращивания результата.
Вот это и есть компоненты технологии. Кроме того, уместно напомнить, что процесс является общим как для учителей, так и для обучаемых; образно говоря, они удерживают его с двух сторон.
В дословном переводе с греческого технология (от techne – искусство, мастерство и logos – учение) – это мастерство или учение о мастерстве. Все дефиниции педагогических технологий так или иначе вращаются вокруг процесса, его организации, мастерства. Но поскольку компонентов технологии существует много и логически их все соединить очень трудно, то возникают различные определения технологии. Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего явления лучше других подчеркивает определение Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям (США, 1979): "Педагогическая технология – это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний". Можно привести и определение ЮНЕСКО: "Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования".
Иными словами, педагогическая технология – это связанные в единое целое ОГЛАВЛЕНИЕ, виды, методы, формы, средства, обеспечивающие достижение цели, т.е. все то, что находится между целью и результатом. Смысл, сущность и место педагогической технологии иллюстрируется схемой, представленной на рис. 9.1
Технология позволяет получить педагогический продукт заданного количества и качества в соответствии с запроектированными затратами времени, сил и средств. Практически это означает принятие педагогами четких обязательств. При технологическом решении задач заранее и как можно точнее задается описание продукта. Через исходные и конечные характеристики оцениваются предполагаемые затраты на получение продукта с заданными характеристиками – время и стоимость. По качеству продукта и затратам на его производство технологии сравниваются между собой. Если заказчик желает получить ме-
Рис. 9.1. Структура технологии
нее качественный продукт, это будет стоить дешевле и времени потребуется меньше. При невысоких начальных характеристиках ученика время и стоимость педагогической обработки значительно возрастают.
Несколько непривычный, но вполне рыночный подход, позволяющий определить стоимость педагогического труда, ибо неразумно требовать невозможного: обучать всех и всему на высоком уровне. Добыча тонны нефти имеет свою цену, имеют ее вырванный зуб и пошитый костюм, и лишь в педагогике мы пока не знаем, что и сколько стоит. Преимущественно это связано с тем, что технологии в педагогике пока не способны гарантировать результат, а для рыночных условий данное обстоятельство крайне важно. Однако в связи с переходом на оказание образовательно-развивающих услуг у школы просто не остается выбора: технологии должны работать гарантированно.