Лекция 18. ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

Первостепенной задачей, стоящей перед электронной коммерцией как отраслью экономической науки, является выработка научного определения понятия электронной коммерции и ее предметной области. Основной проблемой, с которой сталкиваются авторы при попытке решения данной задачи, является конфликт между эмпирическим и этимологическим подходами к ее решению.

Под электронной коммерцией следует понимать любую экономическую деятельность с использованием электронных информационных технологий. Предметной областью электронной коммерции как отрасли экономической науки являются экономические отношения, в процессе которых используются электронные информационные технологии.

Электронная коммерция все больше завоевывает популярность в мире и в России. Электронная коммерция существует около 30 лет, а первые продажи через Интернет были зафиксированы в 1995 г. Сейчас происходит постепенная трансформация понятий и вводится понятие "электронный бизнес" как общее понятие бизнес-активности в Интернете.

Электронная коммерция основана на структуре традиционной коммерции, а использование компьютерных сетей добавляет ей гибкость (рис. 18.1).

Интернет предоставляет обычным пользователям, бизнесу и государству различные возможности. При подключении к Интернету пользователь получает доступ к определенному набору услуг, как платным, так и бесплатным:

• получение различной информации – платные и бесплатные веб-страницы. Доступ к государственной информации и взаимодействие с госаппаратом (например, оплата налогов, штрафов) – сектор Government-to-Customer – G2C;

• доступ к интернет-услугам – почта, хостинг, обмен моментальными сообщениями (IM) – ICQ;

• доступ к финансовым интернет-услугам – осуществление банковских операций (депонирование, получение денег в кредит, оплата счетов и пр.), брокеридж (получение данных с рынка и покупка/продажа ценных бумаг в режиме реального времени), интернет-страхование (покупка полиса через Интернет);

• интернет-шопинг – покупка любых товаров через Сеть;

• в Интернете пользователь может распространять информацию, может влиять на общественное мнение (в том числе и на рыночные ожидания) – использование веб-досок, конференций;

• e-workforce (электронное рабочее место) – удаленные рабочие места, сотрудник может оперативно работать на компанию, которая находится в другом городе/стране, не посещая офиса самой компании.

Рис. 18.1. Составляющие электронной коммерции

Большинство бизнес-моделей в Интернете, ориентированных на конечного покупателя, можно представить в виде схемы, предложенной компанией WitSoundView Соrр (рис. 18.2).

Рис. 18.2. Бизнес-модели, ориентированные на конечного пользователя

Данная классификация учитывает бизнес-модели, в основе которых лежит процесс продажи товара, и не учитывает возможности оказание бизнесом различных услуг с помощью Интернета. Финансовые услуги для конечного пользователя будут выделены в отдельную классификацию.

Горизонтальные бизнес-модели – модели, не ориентированные на конкретную отрасль или вид продукции.

Горизонтальные модели можно, в свою очередь, разделить на несколько типов:

1. Сетевые супермаркеты – наиболее многочисленная и развитая группа. Используют Интернет в качестве основного канала продвижения продукции.

2. Последняя миля. Такие компании осуществляют доставку до конечного покупателя.

3. Динамическое ценообразование. В эту группу попадают компании, продажная цена у которых не является фиксированной.

К данному типу бизнес-моделей относятся следующие:

сетевые рынки / аукционы;

магазин наоборот. Такая бизнес-модель подразумевает, что продавцы конкурируют между собой за конкретного покупателя, каждый из которых выставляет свои собственные условия (цена, условия доставки и т.п.);

ассоциации потребителей. Такие компании позволяют потребителям объединять свои заказы и получить более низкую цену за счет экономии на масштабе;

бартер. Компании создают инфраструктуру, способную эффективно сводить стороны, желающие обменяться тем или иным товаром.

Вертикальные бизнес-модели построены вокруг обслуживания той или иной отрасли. При этом бизнес-процессы в них построены с учетом специфики этой отрасли.