Технологические этапы производства видеоролика

Процесс производства видео многогранен и включает в себя множество этапов, основные из которых – препродакшн (этап подготовки к съемочному процессу, включая написание сценария, подбор актеров, раскадровку и пр.), продакшн (сам съемочный процесс) и постпродакшн (обработка отснятого материала, монтаж, озвучивание, компьютерная графика и спецэффекты, титры, цветокоррекция и т.д.).

Рассмотрим эти этапы подробнее.

I. Препродакшн, который включает:

1. Выбор рекламного агентства. Прежде чем заказать создание видеоролика в рекламном агентстве, заказчик (рекламодатель) должен определиться с целью рекламного ролика. Будет ли он ориентирован на увеличение прибыли, или на формирование определенного имиджа рекламируемой торговой марки, или же просто должен сообщить какую-либо информацию покупателям. Только после того, как с целью и составляющими задачами определились, можно определяться с тем, какая видеостудия будет снимать. При выборе продакшн компании необходимо учесть следующие моменты ее деятельности.

Для начала смотреть нужно на то, насколько профессиональна компания. Как правило, эту информацию можно узнать на сайте продакшн студии. По одному сайту, конечно, не судят. Вот почему всегда следует смотреть портфолио, где обычно представлены лучшие работы продакшн компании. На хорошем сайте всегда эти работы можно скачать или посмотреть, так как хороший продакшн своих роликов не стесняется и заботится о посетителях своего сайта.

Допустим, портфолио вас полностью устроило, но вы сами чувствуете, что бюджетов, которые необходимы для таких видеороликов, у вашей компании пока нет. Это не значит, что не стоит даже попытаться работать с продакшн компанией, так как многие из них снимают рекламные ролики и для небольших бюджетов. Конечно, при этом придется отказаться от сложных спецэффектов, но креатив и качественная работа продакшн могут с лихвой компенсировать малый бюджет.

Современная студия продакш обеспечивает следующий набор услуг: видеосъемка, многокамерная видеосъемка, аренда камеры, аренда ТЖК, видеореклама, рекламный ролик, корпоративный фильм, размещение телерекламы, видеореклама, телереклама, размещение видеоролика, реклама на ТВ, телеролик, аренда плазм, аренда светодиодных панелей, аренда проекторов, видеотрансляция, корпоративы, мультимедийное оборудование, видеоклипы, музыкальные клипы, съемка концертов, съемка репортажей, подбор актеров, аренда камеры HD, авторинг, съемка, видео высокого качества, организация съемок, съемка телепроектов, видеосъемка программ, аренда камеры, видеосъемка в HD, профессиональный оператор, оператор с камерой, выездная видеосъемка, видеомонтаж.

2. Передача технического задания на изготовление рекламного ролика – бриф. Он должен содержать необходимую информацию о рекламируемом объекте, предложения по будущему ролику, маркетинговую стратегию в рекламе, на что обратить внимание, что выделить в рекламном ролике и т.д.

3. После проведения детального анализа предоставленной информации в брифе подготавливается оптимальное предложение и сценарий будущего ролика. Маркетинговая задача сценария: отстройка от конкурентов, увеличение узнаваемости и повышение лояльности клиентов. На основании анализа сценария рекламопроизводитель рассчитывает ориентировочную стоимость производства рекламного ролика.

Стоимость информационного ролика зависит от: количества съемочных дней и съемочных площадок; оборудования, задействованного в съемке; количества и уровня сложности элементов компьютерной графики и спецэффектов.

Стоимость постановочного ролика зависит от: количества и уровня задействованных специалистов – режиссер, оператор и т.д.; количества и уровня задействованных актеров – гонорары; количества и уровня съемочных площадок – стоимость аренды и подготовительных работ; реквизита и оборудования, задействованного в съемке; количества съемочных дней; количества и уровня сложности элементов компьютерной графики и спецэффектов.

4. Выбор копирайтера, написание сценария и совместное утверждение сценарной заявки на создание рекламного ролика.

5. На основании сценарного плана рекламопроизводителем рассчитывается смета по изготовлению рекламного ролика и готовится план работ.

6. Подсчет предварительной стоимости производства рекламного ролика. Сказать сразу, сколько будет стоить рекламный ролик, невозможно. В процессе согласования сценария, кастингов, выбора носителей и т.д. стоимость ролика может меняться.

7. После утверждения сметы по созданию рекламного ролика подписывается договор.

8. Делается раскадровка (разбивка будущего ролика по кадрам, т.е. создание последовательности рисунков, служащей вспомогательным средством при создании видео) и утверждается с рекламодателем. Раскадровка (экспликация, story-board) делается всегда перед началом съемок.

9. Выбор режиссера и утверждение окончательной раскадровки.

10. Подсчет и утверждение окончательной стоимости рекламного ролика.

II. Продакшн:

11. Подготовка к съемкам. Обычно она включает: кастинги (выбор среди претендентов человека, в наибольшей мере соответствующего творческому замыслу режиссера), поиски места съемок (локейшенов), постройку декораций.

12. Подготовительный период перед видеосъемкой (примерно полчаса – час и более) предполагает установку и проверку оборудования, грима и света.

Кинооборудование – по законодательству РФ – это оборудование, аппаратура, технические приспособления и запасные части к ним, используемые при производстве фильма, производстве кинолетописи, тиражировании фильма, прокате фильма, показе фильма, выполнении работ и оказании услуг по производству фильма, производству кинолетописи.

Грим – искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. Характер грима при съемках зависит от художественных особенностей рекламного сюжета, режиссерской концепции и стиля оформления рекламного ролика.

Искусство грима в кино имеет свою специфику. Грим приспособлен здесь к условиям операторской техники и к характеру освещения. Грим для видео требует особенно тщательной и кропотливой работы гримера. Совершенствуется кинооборудование, осветительные приборы, возрастают требования режиссеров и зрителей к качеству грима: все это требует постоянного совершенствования гримерных технологий и материалов. Современный киногрим по качеству сильно приближается к гриму для непосредственного восприятия вживую, и даже пластические детали все чаще делаются из полупрозрачных силиконов, чтобы быть максимально похожими на человеческую плоть.

Свет для видеосъемки интервью может быть простым заполняющим и более сложным, вплоть до постановочного и художественного. Количество осветительных приборов – от одного осветительного прибора до нескольких (соответственно мощностью от 500 Вт до 40 кВт). Питание осветительных приборов возможно от местной сети или специального дизеля с соответствующим запасом горючего.

13. Производство съемки. Количество задействованных камер при видеосъемке – от одной до четырех. (Тип камеры – ВЕТАСАМ, как исключение DV). Камеры могут быть синхронизированы и работать по одному тайм-коду. Некоторые из них могут быть установлены на небольших кранах и тележках или рельсах для более динамического и многопланового показа. При видеосъемке камеры могут работать непрерывно или в составе ПТС (передвижной телевизионной станции) с монтажом в реальном времени.

При сложной компьютерной обработке снимаемого материала подключаем дизайнеров или аниматоров, которые будут в дальнейшем работать над созданием рекламного ролика.

Весь ход видеосъемки контролируется режиссером и оператором по специальному монитору. Ассистент режиссера фиксирует в рабочей тетради номера кассет и номера тайм-кода. При постановочной видеосъемке предполагаются дополнительно костюмер и художник с собственной декоративной базой. Кроме того, на натурных постановочных интервью возможно применение пиротехнических эффектов (имитация утреннего тумана, пожара и т.п.). Тогда необходимо наличие в составе съемочной группы пиротехника.

Состав группы при съемке постановочного сюжета: режиссер, ассистент режиссера, оператор (операторы), ассистент оператора (супертехник), гример, осветитель (осветители), звукорежиссер, микрофонный оператор (операторы).

Рекламный ролик можно снимать на следующие носители:

• пленка 35 мм – качественный и дорогой носитель. Высокобюджетные рекламные ролики снимаются, как правило, на пленку;

• цифровые носители DV, DV cam, Betacam. Подходят для съемок под телевизионные стандарты;

• цифровые носители HDV, FULL HD. Высокое качество разрешения позволяет снимать ролики для демонстрации их на большом экране (в кинотеатре);

RED One. RED-камсра – цифровой носитель, но высокое разрешение позволяет качеству съемок на этом носителе не отличаться от качества, которое дает пленка 35 мм.

III. Постпродакшн:

14. Оцифровка рекламного видеофильма. Технологии оцифровки рекламного видео на DVD и CD во многом схожи. Все начинается с переноса видеоархива с кассеты на жесткий диск компьютера. На данном этапе используется видеомагнитофон и компьютер с платой видеозахвата. Процесс оцифровки достаточно прост, но занимает ровно столько же времени, сколько длится запись на кассете. Ускорить процесс без потерь качества пока невозможно. Качество оцифровки сильно зависит от скорости обрабатываемого видеопотока. Используемые в настоящее время карты видеозахвата позволяют захватывать видеопоток со скоростью 25 Мб/с. Это оптимальная скорость для создания качественного продукта.

15. По раскадровкам и на основе отснятого материала режиссер монтирует рекламный ролик.

16. Для озвучивания ролика приглашаются профессиональные актеры или дикторы. Производится запись голоса и музыки, озвучивание видеоролика. Звуковое оборудование – петличные микрофоны, радиопетличные микрофоны, микрофоны динамические репортажные ручные, на телескопических "журавлях", настольные с круговой диаграммой направленности. При использовании нескольких микрофонов необходим специальный микшер.

17. Создание визуальных эффектов. Обработка видеоэффектов в режиме реального времени становится все более обычной в рекламном видео. Обработка подразумевает создание визуальных эффектов и их применение – имитации огня, воды, травы и других объектов реального мира. Используются для этого различные приемы работы с системами частиц и фракталами. Продвинутые пользовательские интерфейсы и системы виртуальной реальности используют специальное аппаратное обеспечение для указания координат в ЗD-пространстве с шестью степенями свободы. Эти технологии требуют инвестиций в дорогостоящую аппаратуру и специализированные программы сбора данных.

18. Нелинейный компьютерный монтаж видеоролика. Технология художественной обработки видео (нелинейный монтаж) на базе компьютерного процессора связана в первую очередь с проверкой согласованности звука и видеоизображения. Часто на кассетах после оцифровки звук "отстает" от изображения на 3–4 с. На экране это выглядит так: человек начал говорить, а из динамиков нет ни звука; потом он сел, и все ему аплодируют, а из динамиков еще слышится его речь. В этом случае процесс значительно затягивается из-за необходимости фрагментирования записи на мелкие фрагменты и последующего объединения. Когда звук и видео совпали, настает пора этапа творческого нелинейного монтажа, где проводятся следующие операции:

• убирают провалы и полосы в записи;

• вырезают, а иногда переставляют местами фрагменты видео;

• накладывают звук или убирают его (музыка, текст, закадровый шум);

• осуществляют цвето- и светокоррекцию;

• художественно оформляют смену тем видео (сцен, сюжетов, героев);

• собирают материал и записывают в конечном виде на жесткий диск компьютера.

На этом этапе происходит монтаж готового съемочного материала, подготовка 3D- и 2D-моделей, создается графика и анимация, прорабатывается продукт, который размещается в pack short, создастся авторская музыка и проводится тонирование. Когда ролик задуман исключительно в графическом воплощении (с отсутствием съемочного периода), постпродакшн – основа производства.

В постсъемочный период также проходят этапы утверждения. Во-первых, заказчик принимает музыку, созданную для тонирования ролика, затем рассматриваются дикторские голоса и утверждаются выбранные. По факту утверждения рекламного ролика подписываются договора передачи авторских и смежных нрав на ролик и его составные части. На этом работа непосредственно над рекламным видеоархивом заканчивается. Этот процесс может занимать от трех часов до двух рабочих дней, в зависимости от продолжительности материала и пожеланий рекламодателя по оформлению.

19. DVD-авторинг. Этап художественно-технического оформления рекламного материала на DVD-диске заключается в том, что обработанному видеоархиву добавляется меню, которое будет распознано современными DVD-плеерами. Меню может быть анимированным. В этом случае будет отображаться динамичный фрагмент.

20. Запись DVD. Этап заключительный – запись всего материала на DVD и его диагностика на обычном DVD-плеере. Кроме того, осуществляется мастеринг DVD, который включает тиражи фильмов на форматах VHS, VCD, SVCD, miniDV, DVCAM, Betacam SP, CD, DVD, а также разработку дизайнерских решений упаковок видеокассет и дисков, дизайн нерабочей стороны CD.

Съемка рекламных роликов может проходить и по более упрощенной схеме, все зависит от сложности сценария, необходимости наличия актеров, постройки декораций и т.д.

Производство видеороликов осуществляется обычно с целью последующего их проката на телевидении. Для того чтобы рекламные видеоролики попали на телевидение, они должны подходить по формату к каждому конкретному телеканалу. Реклама на телевидении (видеореклама) обычно длится 5, 15, 20 или 30 с, но бывают и достаточно продолжительные ролики длительностью 60, 90 с и более.

Отметим, что хронометраж ролика на его стоимость практически не влияет, если снимать в цифре. В прайсах телеканалов есть такая фраза: "Если хронометраж рекламного ролика не кратен 5 секундам, то расчет стоимости рекламной кампании будет производиться на основе хронометража ролика, округленного в большую сторону до числа, кратного пяти". Это делается, чтобы исключить потери у канала. Если ролики не пропорциональны кратности 5 с, то возникают "окна" в 1–4 с, вследствие чего сформировать рекламный бюджет телеканала, кратный 5 с, с помощью не кратных пяти секундам роликов – нереальная задача.

Если съемки рекламного ролика производятся на пленку, то в стоимость рекламного ролика войдет цена, затраченная на нее, т.е. чем длиннее ролик, тем больше на него уйдет пленки (в том числе и с дублями), тем выше его стоимость. Но на фоне общей стоимости рекламного ролика цена на носители на окончательную стоимость съемок влияет незначительно. Заметим также, что изготовление видеороликов, которые имеют очень малый бюджет, не всегда оправданно с точки зрения их эффективности.